Труды Льва Гумилёва АнналыВведение Исторические карты Поиск Дискуссия   ? / !     @

Реклама в Интернет

Обсуждение книги Л.Н. Гумилева "Старобурятская живопись" в Музее антропологии и этнографии (МАЭ) Ленинград,

10 июня 1976 г.

Б.И. Панкратов [*]. Перед нами весьма оригинальное, новое понимание иконографии. Все бурханы северобуддийского пантеона пришли в Тибет из Индии. В тибетском каноне в разделе "Тантра" приводится перевод индийских трактатов, которыми пользовались все художники. Буддийская церковь признает только те божества, которые зарегистрированы в каноне. Обратимся к иллюстрациям книги.

1. "Будда Шакьямуни в образе 1000 будд". Книга озаглавлена "Старобурятская живопись", но ее открывают 10 скульптур, и все работы тибетские или китайские. В Бурятии литейного дела вообще не было. С иконографической точки зрения описание совершенно неверное. Это все фантазия автора книги, и, углубляясь в нее, я все более накалялся... Как это Будда воплощает 1000 будд? Что значит 13-ое чудо? Во-первых, это не чудо, а событие из жизни Будды, сведения взяты из книги Грюнведеля, где ошибка допущена в нумерации, ее перепечатал Гумилев. Далее, что значит "синий монашеский колпак"? Когда образ Будды появился в Индии, вера там была уже 400 лет, образ возник в тех областях, где было влияние Греции (Гандхара). Специалисты датируют статуи I веком н.э. Был взят близкий и понятный образ Аполлона. Его волнистые волосы и превратились в "синий колпак", нет там никакого колпака, как нет и перехвата. В древней Индии верили, что среди канонических признаков красоты у Будды - ушниша, и на лбу - урна, завиток волос... Все будды отличаются друг от друга мудрой. Северобуддийская церковь изображает обычно Шакьямуни либо в центре алтаря, либо с двумя учениками, либо Троицей - предшественник и Майтрея рядом. Первые две статуи, приводимые в книге, принадлежат к 35 буддам покаяния, это не Шакьямуни.

Мара - ложь, обман? Но с долгим "а" - убийца. Бог Мара живет на шестом, последнем небе, он напал на Будду со своим войском, чтобы тот не достиг просветления под деревом боди, напускал бурю и т.д. "Совершил ли ты хоть одно доброе дело? Давал ли хоть раз подаяние? Кто это подтвердит?" - спрашивал Мару Будда. Все войско Мары закричало: "Подтверждаем!" "А кто подтвердит, что ты давал подаяние?" - спросил Мара Будду. "Земля", - ответил тот. Земля разверзлась, и Мара с войском исчез.

4. Архат на книгах? Но знания приобретаются умом, а не другим местом, считали ламы. А Гумилев посадил его на книги! Это вам не олбоки! [Специальные подушки, на которых ламы сидят в храме. - Ред.]

5. Бодисатва! Безымянных бодисатв не бывает! Запястье и браслет - одно и то же. Много неточностей.

В Лхасе известны два храма, построенных царем Сронцзангампо, в главном из них - "Чудесного сияния" - была поставлена статуя, приподнесенная непальской принцессой. В XV веке ее убрали, заменили китайской. Позже храм пришел в запустение, там поселились нищие. Замечательный ученый XV века Зонхава в 1408 уже пользовался уважением и свое утверждение начал с реформ обрядовой стороны буддизма. Он изгнал нищих из храма: велел за городом приготовить обед на всех, когда все ушли туда, запер храм. В 1409 он ввел новшество: позолотил обе статуи, надел на них короны, мантии, украсил драгоценностями. Обе статуи, выделенные Зонхавой, стали пользоваться особым почитанием.

6. Зонхава - архат? Это ученый, но не архат! Архатов было 16, это ближайшие ученики Будды. Зонхава - воплощение Манджушри и Авалокитешвары.

8. Белая Тара верно определена только под номером 17.

9. Золотая Тара - разновидность Зеленой? Тара - это благостное существо, вроде Богоматери, старающееся помочь людям. Известен 21 вид Тары, хотя их больше. Зеленая Тара могла быть позолочена, но она от этого не стала Золотой! Это Калиравана-Тара, "Лес акаций", смотри у Грюнведеля, страница 148.

Будда Шакьямуни, но рядом изображены не ученики, а Майтрея и Авалокитешвара, взирающие на лик Будды.

25. Цаган-Эбуген? В виде Лао-синя, китайского божества долголетия - с посохом, высоким лбом, так его изображали? Но самого-то его даже в храм не пускали: шаманское божество монголов. Его божественные функции забыты давно, но по старой памяти изображения держали в юрте.

30. Изображена самая почитаемая ступа, "Сотворение мира" совсем другое.

31. Лицодакини. Но это же Махакала - буддийское изображение бога Шивы!

34. Ваджрадакини? Объяснение смысла иконы как "преодоление женского начала с помощью буддийского закона" - бессмысленно. Определенно неверно. Это не Ваджрадакини и по бокам не дхармапалы. Это Синхамудхи - дакини из свиты Лхамо, а по углам - полная свита Лхамо. Над головой - Падмасамбава, известный святой.

35, 36. Самвара, Ваджраварахи. Неверно... Голая, в танцующей позе... в левой руке череп с кровью... жезл... свиная голова. Где свиная голова? (Реплика: "У подножья"). Это не свиная голова, это стилизованная жертва, череп, в который вложены сердце, уши, глаза. Так изображают Ваджраварахи, напечатана же в книге Гумилева Ваджрапани в гневном обличье.

Лев Николаевич совершенно не осведомлен в области тибетской иконографии.

37. Неверно. Это Парнашавари, то есть Шавари в платье из листьев. Вошла в пантеон от доарийских аборигенов Индии, в танцевальной позе, на луне.

45. Примечание о Хаягриве: не переводите с языка, которого не знаете! Ах, вы перевели с французского?! Но там же есть на языке оригинала! Не "с головой лошади", а "имеющий шею лошади"!

51. Вирудхана - хранитель юга! Четыре царя живут, каждый в своем царстве, на первом из шести небес, у самого подножья горы. Их всегда изображают сидящими, в храмах могут стоять по двое с каждой стороны. Но их никогда не изображают кавалеристами! Что касается "докапала востока", "царь демонов"...[?] это божества, занимающиеся музыкой и пением, они никогда не попадают в буддийскую иконографию. Верх - человеческий, ноги - куриные: не их же почитать! Ну, и так далее.

 

Л.Н. Гумилев.Л.Н. Гумилев. Когда меня пригласили на обсуждение доклада Панкратова, я был очень польщен, так как он консультировал мою статью ["История, открытая искусством". - Ред.]. Но оказалось, что речь пойдет об альбоме. Моя роль в нем минимальна. Своего я туда ничего не внес, ссылался только на авторитеты Грюнведеля, Гетти и других, указанные мне Панкратовым. Почему же сам Борис Иванович ничего не написал, чтобы можно было ссылаться на него, а не на другие печатные издания, как того требует издательство? Грюнведель и Гетти - это самое последнее, что выходило, новое по иконографии.

Неужели вы думаете, что я не знаю, что это - тибетские работы? Но они были привезены в МАЭ из Бурятии, отсюда и название, иначе альбом вообще не был бы издан. Повторяю, издательство "Искусство" требовало проверенных, канонических данных. А где их взять, если не у Грюнведеля и Гетти? Пусть, наконец, Борис Иванович издаст свои аннотации, а то если каждый будет браться ("не за свое дело!" - вставляет Панкратов) истолковывать, ничего хорошего не выйдет.

 

Проф. Колоколов. Проф. Колоколов. Мне 80 лет, 60 из них я занимаюсь Китаем и могу сказать, что Кюнер мало знал китайский, ссылаться на него нельзя. Из уважения к нему мы обходим молчанием его ошибки. Нехорошо говорить неуважительно о покойниках, но я не уважаю и Бичурина: это был явный плагиатор! Но Гумилев всюду ссылается на них. Он пользуется приемом, недостойным ученого.

 

Рудой (Институт востоковедения). Такие несообразности в иллюстрациях! Нельзя допустить, чтобы эта книга Гумилева попала за рубеж! Взята коллекция МАЭ, кто ее описывал?

 

Гумилев.Гумилев. Я составил, получил за это деньги, пригласил меня Кюнер. И все же справочники даны для того, чтобы ими пользоваться!

 

Панкратов. В иконографии каждое лыко в строку! Описывая иконы, нужно пользоваться консультацией специалистов, а не старыми справочниками!

 

Б. Волчек (МАЭ). Книга Гумилева - пятно для востоковедов! Дефектные описи составлены были 30 лет назад, мы благодарны Борису Ивановичу Панкратову.

 

Леонов (Эрмитаж, тибетский отдел). Меня интересует первая часть книги. Хотелось бы знать, можно ли подходить к тибетской иконе как к историческому источнику? Я лично считаю, что нельзя.

 

Панкратов. Конечно это недопустимо! Гумилев стремится к идеографии, но Ямантака - чисто индийский бог, и Яма - тоже. Как же он мог изображать события в Тибете?

 

Некто лысый (из ИВАНа?, с запальчивостью). Если у вас есть совесть, Лев Николаевич, вы должны добиться, чтобы работа, проделанная Панкратовым, была обнародована. Как? Так же, как добились, чтобы напечатали вашу книгу с такими ошибками! Так же добейтесь и этой публикации!

 

Гумилев. Я считаю, что это провокация! Пусть попробует Панкратов это напечатать, ни "Искусство", ни другие издательства этого не сделают, им подавай печатные авторитеты! Борису Ивановичу давно пора не выступать, а писать и печатать... Унд зо вайтер!

Решетов, Викторова, Кляшторный и др. на заседание не явились, но конференц-зал был полный, было много молодежи.

 

Записала очевидец - И. Ломакина

[*] Борис Иванович Панкратов (1892-1979) - китаевед, доцент, преподаватель Ленинградского восточного института. Сотрудник РОСТА, посольства СССР в Китае, преподаватель Института русского языка и сотрудник "Sino-Indian Research Institute" в Пекине (1924-1935, 1942-1948). Научный сотрудник ЛО Института востоковедения АН СССР (1935-1942, 1948-1979). Основные работы: "Пособие для изучения китайского разговорного языка", раздел в книге "Монголия XIV-XVII вв.", примечания (совместно с О.И. Смирновой) к "Сборнику летописей" Рашид-ад-Дина. Автор перевода и предисловия "Юаньчао би-ши", китайской версии на монгольском языке "Секретной истории монголов". //С.Д.Милибавд. Биобиблиографический словарь отечественных востоковедов. М., "Наука", 1995.

 

Top