Труды Льва Гумилёва АнналыВведение Исторические карты Поиск Дискуссия   ? / !     @

Реклама в Интернет

Материалы любезно предоставлены Общественной организацией "Фонд Л. Н. Гумилёва".

Пассионарный ученик

К 15-летию со дня смерти Иванова

Л. Д. Стеклянникова

Эта трагедия случилась в ночь с 18-го на 19-е декабря 1992 года [+1]. На лестничной площадке своего дома был убит Константин Павлович Иванов верный и, в сущности, единственный ученик большого ученого Льва Николаевича Гумилёва. Убит через полгода после смерти учителя.

 

Незадолго до этого, Костя предложил мне сделать в литературной редакции радио, где я работала, передачу по стихам своего друга поэта Олега Охапкина. Я даже запланировала дату эфира, назначила дату записи, но в текучке и суматохе радийной жизни, 17 декабря, помнится, тогда это был четверг, обнаруживаю, что в понедельник у меня запись Охапкина. Надо его предупредить. Начинаю вызванивать поэта. Бесполезно: выйти на связь не удается. Запись под угрозой. Отмена записи, а, значит, и эфира это на радио ЧП, Пытаюсь дозвониться Косте Иванову: он один может доставить Охапкина на запись. Надо знать, как настойчив редактор, когда ╚горит╩ его передача.

Мои телефонные звонки следуют за перемещениями Кости по пятам: домой, на работу, даже в баню, где служил Костин друг, и где они традиционно собирались с друзьями. Это продолжается и всю вторую половину четверга, и весь день в пятницу роковое 18-е декабря. Мне необходимо поговорить с Костей, я должна его услышать!

Причина-то, как видимо, конкретная, но оказалось, за этим было скрыто то, что не подвластно нашему сознанию. Господь всегда дает нам видимые знаки чего-то высшего, но как часто мы слепы и глухи! Мое настойчивое стремление говорить, общаться с Костей, и было таким знаком.

Но я так и не услышала Костин голос. Утром 19-го декабря мне позвонил наш общий друг Толя Пантелеев, и я услышала в трубке: ╚Костю убили╩. ╚Не-е-ет!╩ √ завопила я смертным криком, переполошив свою семью. ╚≈ Нет! Нет!╩ Это было неожиданнее, чем гром с ясного неба.

 

Костя, Костенька┘ Костенькой всегда называл его в разговорах со мной Лев Николаевич Гумилёв. Костя такой родной, такой светлый, приветливый, готовый всем и вся прийти на помощь, если нужно. Сколько вокруг него было людей, всякого рода и звания: художники, поэты, барды, филологи, математики, физики, химики.

Поиски себя и своего места в жизни бросали его в разные крайности. Этот его путь в юности не был прямым и светлым. <┘>. Своего учителя Костя любил сыновней любовью, да и Лев Николаевич относился к нему по-отечески.

Как они обрели друг друга это отдельная история. Будущая жена Кости, учившаяся на географическом факультете, восхищенно говорила о профессоре Гумилёве, о его лекциях. Костя воспринимал все это скептически: ╚Знаем мы этих университетских профессоров╩. И он действительно их знал не понаслышке: сам закончил химический факультет ЛГУ. Но на лекцию Гумилёва, все-таки, как-то пошел. Потом, ≈ на другую, третью, а потом уже не пропускал ни одной, стал записывать их на магнитофон. Это был 1976 г., Косте было 23 года. Позднее, эти <┘> лекции по народоведению легли на мой редакторский стол по воле радийного начальства. Так я попала в орбиту Гумилёва и узнала Константина Иванова.

 

В самое глухое время, когда Льва Николаевича не печатали [+2], и он ждал новой посадки, когда его покинули все, ≈ Костя был рядом ежедневно, ежечасно. И учился, постигал теорию пассионарности Гумилёва и еще ≈ учил историю.

Костя выучил историю╩ √ сказал мне Лев Николаевич. А это в его устах, громившего исторические авторитеты, уличавшего в ошибках и докторов наук, и академиков, дорого стоит. И выучил историю Костя года за четыре √ пять. Он был, конечно, талантливый человек. Написать статью, ≈ пожалуйста. Радиопередачу √ пожалуйста. Так, к какому-то юбилею Жака-Ива Кусто, ≈ Костя сочинил текст передачи о его исследованиях и вставил туда комментарий этнографа Гумилёва, который Лев Николаевич сам и озвучил.

Это ≈ второе появление Гумилёва в ленинградском, тогда, радиоэфире.

 

А первый раз мы с Костей придумали, как прорвать блокаду молчания вокруг имени Гумилёва. В редакции пропаганды была передача об открытиях в науке (теперь уже не помню ее точного названия), открытиях самых разных. В рамках-то этой передачи я и ╚подсунула╩ редактору сюжет об открытии Хазарии и Л.Н., как ╚открыватель╩ рассказывал об этом. Помнится, Костя несколько опаздывал, и ему самому пришлось отыскивать студию, в которой шла запись. Потом, он рассказывал: ╚Иду по коридору мимо студии, слышу: ╚Думать надо!╩, ≈ ясно, что Лев Николаевич ≈ там╩.

ДУМАТЬ НАДО! было девизом в научной деятельности Гумилёва. И Костя следовал этому принципу и умел не только действовать, но и думать, прежде всего, ≈ думать. Он √ единственный, кто мог бы продолжить дело Гумилёва, приложить его теорию к сегодняшней жизни этносов. И он начал это делать, но ┘. кому-то он сильно мешал.

 

Как ученик, он ловил каждое слово учителя, записывал, казалось, всякую его мысль, слово. Помню, в год смерти Льва Николаевича, к 1 октября (в день рождения Гумилёва) 1992 года я готовила о нем радиопередачу. И мне нужны были уточненные данные биографии Гумилёва, годы и места учебы, работы до посадок и точные даты посадок и после них. Словом, все факты, которых я или не знала, или была не совсем уверена в них.

Конечно, я бросилась к Константину. Встречу назначили в храме Воскресения Христова. Костя нас всех, своих друзей, и гумилëвцев, привел в этот храм. Сам был там чтецом. К слову, я не могу утверждать точно, но думаю, именно под влиянием Льва Гумилёва, Константин нашел путь к православному храму, к Богу.

И вот после литургии мы устроились в кабинете-келье настоятеля. Костя достал каталожный ящик, набитый карточками и, перебирая их, отвечал на все мои вопросы. То есть, он собрал целую картотеку сведений о жизни, трудах, публикациях учителя. Настоящая ╚Гумилéвика╩! Ах, если бы Константин Иванов был жив, какую правдивую, научно квалифицированную и скрупулезную книгу о Л.Н.Гумилёве мы могли бы иметь [+3]. Кстати, Костя записывал и все байки, остроты и шутки Льва Николаевича. Он называл эти записи ╚Гумилёв и его окрестности╩. У него в архиве должен быть полный текст зéковского ╚рóмана╩ ╚О Ваньке-русском воре и козле с золотыми рогами╩, который Лев Николаевич знал наизусть. Я помню только, как он со смехом и удовольствием повторял: ╚Вот идет впереди козел с золотыми рогами, а за ним милиция, юстиция, и ╚живая церковь╩ сзади╩. ╚Живая церковь╩ √ это послереволюционная ересь в православии, которая, к счастью, не смогла утвердиться в нашей Христовой церкви [+4].

 

К слову, о церкви и вере. Константин был не просто верующий человек. Это был настоящий воин Христов. Это он первый поднял вопрос о возвращении богослужения в Университетской церкви святых апостолов Петра и Павла, пребывавшей в статусе музея. Он удивительно об этом рассказывал: ╚Я пришел к Стасику (тогдашнего ректора Станислава Меркурьева [+5] университетские, ≈ за глаза, - звали Стасиком), и говорю: ╚Пора бы храм открыть для верующих, для богослужений╩. ≈ ╚Только через мой труп╩ ≈ сказал Стасик╩. И через короткое время труп был ≈ ректор умер. А храм открыли с Божьей помощью и сегодня в нем регулярно совершаются богослужения [+6]. <┘>.

 

Костя принял активное участие в борьбе за храм <┘> [+7] ≈ настоятелем храма стал иеромонах Пахомий, которого Константин в свое время ╚вывел╩ из кочегарки (кочегар √ это была популярная должность среди отказников, не находивших себе места, или не желавших делать карьеру при коммунистическом режиме). Так Пахомий стал монахом [+8], духовным чадом и келейником митрополита Иоанна, покойного нашего владыки [+9]. А Костя бывал на всех воскресных и праздничных богослужениях. И вместе с отцом Пахомием и братией поднимал этот храм из руин [+10]. <┘>. Константин был близок к протоиерею Василию Ермакову [+11], тоже покойному ныне, настоятелю Серафимовской церкви. <┘>.

 

И вот еще пример бесстрашия его веры в Господа. На заре ╚перестройки-перестрелки╩ он выдвигался кандидатом в депутаты местного Совета, открыто позиционируя себя православным христианином. Конечно, он не был избран, ≈ истинно православные верующие во власть в нашем Отечестве не попадают. Но прецедент создан Константином Ивановым.

 

К 35-ти годам он успел защитить диссертацию [+12], родить пятерых детей √ четыре девочки и один (последний) мальчик. Как у царя-мученика Николая II. Кстати, он лицом чем-то напоминал последнего государя. Успевал заниматься детьми, общаться с друзьями, помогать, протежировать нуждающимся в его помощи. Он сводил, соединял людей для пользы. Помню, приближался юбилей Василия Макаровича Шукшина 55 лет. Костя мне говорит: ╚Есть парень, мой друг, который занимается Шукшиным╩. Мы созваниваемся с парнем, который оказался Анатолием Пантелевым, сегодня видным университетским деятелем, а тогда мало кому известным. У него имелись уникальные аудиозаписи родных и близких Шукшина, писателей, актеров, вспоминающих Василия Макаровича. В результате, мы делаем прекрасную, не побоюсь этого слова, радиопередачу ╚Шукшину посвящается┘╩, которая потом неоднократно повторялась. И этим мы обязаны Косте. А с Толей мы стали друзьями.

Повторюсь: у Кости была масса друзей [+13], но были и враги, как оказалось, смертельные. <┘>.

 

После защиты Константин Павлович продолжал читать лекции, работать в НИИ Географии при ЛГУ. <┘>. Когда Л.Н. попал в последний раз в больницу, где он и скончался, Костя, конечно, дежурил у его постели [+14]. Читал ему вслух Чéтьи-Минéи [+15].

 

Когда Лев Николаевич умер, Костя занимался его похоронами, добился места на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры: владыка Иоанн разрешил. Отпевал покойного потомок сынов Великой Степи, крещеный татарин отец Пахомий. Так устроил Господь, чтобы Льва Гумилёва, историка-номадиста, все знавшего о державе Чингис-хана, в последний путь сопровождала молитва этнического татарина, православного священника-монаха. Отпевание было в храме Воскресения Христова.

Через полгода в этом же храме владыка Иоанн отпевал свое духовное чадо убиенного Константина. И еще одно роковое совпадение: на могилу Гумилёва было изготовлено два креста. Очевидно, неувязка произошла среди ответственных за похоронные хлопоты. Так вот, второй крест, Костей заказанный, он взял себе и хранил у себя дома. Через полгода этот крест, большой деревянный, был поставлен на его могиле.

И от могилы мысль снова возвращается к убийству. Уже после полуночи с 18-го на 19-е декабря Константин входит в свой подъезд. Здесь он видит лежащего пьяного соседа с 3-его этажа. Костя жил на 2-ом. Сердобольный Костя тащит пьяного наверх, и на 3-ем этаже его встречают убийцы. Смертельно раненый Костя доходит до своей квартиры и на глазах жены и детей истекает кровью. Как сказала мне на поминках Константина его сестра <┘>. В течение около получаса (или менее или более) кровь вытекла вся до последней капли. <┘>. Приехавшая ╚Скорая╩ констатирует смерть. Кто же направлял руку убийцы, кто убил? Ответа нет до сих пор. <┘>

 

Как говорят близкие, уложенный на одре, ставшем для него смертным, Константин, сложив руки крестом, как и полагается православному, произнес молитву, которую каждый из верующих во Христа, читает, отходя ко сну: ╚В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой. Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми. Аминь╩. И преставился: предстал пред Господом╩. [+16].

17 декабря 2007 г.

Примечания

Редколлегия сайта приносит свои извинения за вынужденные купюры.

[+1] Это был канун русского православного праздника, ≈ Никола Зимний, ≈ один из самых почитаемых праздников на Руси, день смерти святителя Николая Мир Ликийских чудотворца.

[+2] Научная атмосфера в те 70≈80-е годы была непростой ≈ теорию этногенеза ╚научная общественность╩ во главе с директором института этнографии академиком АНСССР Бромлеем Ю.В. приняла в штыки. В то время был принят тезис о формировании в СССР единой нации ≈ советского народа. Теория этногенеза Л.Н.Гумилёва взрывала позиции социалистической науки. Выход статей и книг Гумилёва тормозили, выступления Л.Н. запрещали, а на депонированные рукописи писали гневные обличительные статьи. Однако Гумилёв и его ученик не сдавались, хотя иногда были и через-чур осторожны... Многие, кто посещал публичные лекции тех лет, помнят Льва Николаевича и его неразлучного Костю с неизменным магнитофоном, для отчета наверх.

[+3] Имеются в виду книги о жизни Л.Н.Гумилёва, например, вышедшая из под пера исследователя русской Гипербореи Валерия Никитича Демина (1942≈2006) Лев Гумилёв. М.: Молодая гвардия. Серия ЖЗЛ, 2007 и др. ≈ в которых неверно и тенденциозно подается личная жизнь ученого, а его научные взгляды и православное мировоззрение подменены мнениями составителей.

[+4] ╚Живая церковь╩ одна из организаций обновленчества в русском православии (1922≈после 1945). В 1923 отказалась войти в состав обновленческой церкви  и функционировала как самостоятельная организация.

[+5] Меркурьев Станислав Петрович (1945≈93), российский математик, член-корреспондент АН СССР (1987). Ректор ЛГУ (с 1986). Труды по математике и вычислительной физике.

[+6] В 17.1.1991 г. приход университетской церкви святых апостолов Петра и Павла получает юридическую регистрацию, К. П. Иванов √ староста общины, в состав которой входил Л. Н. Гумилёв. В 1997 г. ректор Санкт√Петербургской духовной академии епископ Тихвинский Константин совершил первое после восстановления богослужение в храме Санкт-Петербургского университета. См. http://hram.iphil.ru/

[+7] Храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала. После смерти Л. Н. Гумилёва и К. П. Иванова в храме были установлены памятные доски им посвященные. К сожалению, ныне они сняты. http://days.pravoslavie.ru/Hram/532.htm

[+8] Ныне игумен Пахомий (Трегулов) ≈ настоятель Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря.

[+9] Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) (1927≈1995).

[+10] Много сил трудов приложил К. П. Иванов совместно в 1990≈1992 гг. с протоиереем Димитрием Амбарцумовым в Свято-Троицком храме г. Всеволожска и в храме во имя свв. апп. первоверховных Петра и Павла в п. Морозово (Петрокрепость).

[+11] Настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище митрофорный протоиерей Василий Тимофеевич Ермаков (1927≈2007) был одним из авторитетнейших пастырей северной столицы.

[+12] Защита диссертации К. П. Иванова на соискание ученой степени к. географ. наук на тему: "Эколого-географическое исследование сельскохозяйственного населения Нечерноземной зоны РСФСР" (научный консультант ≈ Л.Н.Гумилёв) прошла в ноябре 1985 г.

[+13] На отпевании К. П. Иванова в церкви Воскресения Христова присутствовало только же народу, как и летом на отпевании его учителя. Собор не вмещал всех.

[+14] В больнице Академии Наук, расположенной на пр. Тореза, всë время болезни со Львом Николаевичем дежурили близкие и ученики; днем женщины, вечером и ночью мужчины.

[+15] Чéтьи-минéи ≈ от четьи (то есть предназначенные для чтения, а не для богослужения) книги житий святых православной церкви. Повествования эти излагаются по порядку месяцев и дней каждого месяца, откуда и название их ╚минеи╩ (греч. μηνιαίος ╚Месячный, одномесячный, длящийся месяц╩).

[+16] Молитва на сон грядущим из вечернего молитвенного правила.

Комментарии подготовила О. Г. Новикова, к. т. н. Заместитель Председателя "Фонда Л. Н. Гумилёва"

 

<< ] Начала Этногенеза ] Оглавление ] >> ]

Top