Труды Льва Гумилёва АнналыВведение Исторические карты Поиск Дискуссия   ? / !     @
Stolica.ru
Реклама в Интернет

Материалы любезно предоставлены Общественной организацией "Фонд Л. Н. Гумилева".

25-летие выхода в свет ⌠Этногенез и Биосфера Земли■

Исполнилось двадцать пять лет со времени появления этой первой научной работы, положившей начало созданию Л.Н.Гумилевым новой науки об этносе, - концепции, которая, без сомнения, является одним из самых замечательных научных достижений нашего столетия.

25 лет (1-14 марта, 2-25 октября 1979 г.) назад на широкую мировую научную арену вышел в свет в виде трех сборников трактат Л.Н.Гумилева ⌠Этногенез и биосфера Земли■, посвященный автором "великому делу охраны природной среды от антисистем■.

Рождение пассионарной теории этногенеза и само открытие-озарение лежавшее в ее основе, оказались разделены промежутком в двадцать пять лет. Для Льва Николаевича это были двадцать пять лет разрыва между осознанием и бытием, явившие яркую характеристику прошлой эпохи нашей страны, в которой кабинеты ученых сменялись на тюремные камеры. Полное отсутствие возможности говорить то, что думаешь, было основной причиной молчания, но ученый Л.Н.Гумилев понимал, что его концепция может быть воспринята лишь подготовленной аудиторией. Как только становится возможным, он начинает публиковать свою теорию ⌠по частям■, по немногу подводя научного читателя к сути своей теории.

В 1965 г. в известном среди специалистов научном журнале "Вестник Ленинградского университета" появилась очередная статья Льва Николаевича Гумилева из серии "Ландшафт и этнос": - но на новую тему. Статья называлась ⌠По поводу предмета исторической географии■. (Ландшафт и этнос). III (Вестник Ленинградского ун-та. - 1965. -.N 18, вып. 3. - С. 112- 120 - прим. ред). В следующем году Л.Н. Гумилев опубликовал ее и на английском языке ⌠On the Subject pf Historical Geography■ (Landscape and Ethnos): III (Soviet Geography (New York). - 1966. - Vol. VII. N 2. - P. 27-35. - прим. ред.)

Это была первая статья из последовавших за ней полутора десятков статей по географической теории этногенеза - "Ландшафт и этнос". Середина 70-х гг. оказалась одним из наиболее плодотворных периодов жизни ученого. Параллельно со статьями в "Вестнике" стали выходить и его статьи по аналогичной тематике в "Докладах Географического общества", а также цикл его более популярных работ по этногенезу в журнале "Природа". Причем часто статьи сопровождались, что они печатаются в порядке обсуждения.

Однако уже появление первых работ Л.Н.Гумилева по этногенезу вызвало резкую печатную полемику, кондиции которой часто были далеки от научных. Но, по сути, за всеми доводами против концепции Льва Гумилева лежало одно - этническая принадлежность человека в СССР в то время рассматривалась в качестве ненужного препятствия на пути к достижению желанной "социальной однородности общества" - единой общности ⌠советского народа■. Горькие плоды такой национальной политики мы пожинаем сегодня, но тогда эти печальные результаты не казались адептам официальной науки возможными.

На страницах журнал ╚Природа╩, где была опубликована статья Л. Н. Гумилева ╚Этногенез и этносфера╩, которая привлекла внимание научной общественности и вызвала различные отклики, развернулась острая дискуссия. Позднее в ╚Природе╩ была напечатана подборка дискуссионных материалов под общим названием ╚Еще раз об этносе╩, включающая статью Л. Н. Гумилева ╚Биосфера и импульсы сознания╩. Дискуссии выявили интерес к концепции и высветили противоположные точки зрения, на которые автор отвечал, но все эти публикации не могли дать полной картины теории этногенеза, предложенной Л. Н. Гумилевым.

Завершив цикл статей "Ландшафт и этнос", Л.Н.Гумилев пишет на ее основе свой фундаментальный трактат - "Этногенез и биосфера Земли". В этой работе сплелись воедино энциклопедические знания всемирной истории и географии Земли, натурфилософский характер мышления и литературный талант ее автора. Высочайший творческий синтез позволил Л.Н.Гумилеву создать целостную, непротиворечивую пассионарную теорию этногенеза, в основе которой лежит представление об этносе как биосферном, несоциальном феномене человеческого поведения.

Но судьба работы, вскрывшей объективный характер этнических процессов, о которых не говорилось, но все же происходивших в стране не смотря на вуаль коммунистической идеологии, оказалась сложной. К читателю она вышла через долгих 14 лет - в 1979 году. Критика оппонентов сделала свое дело: началась четырнадцатьлетняя кампания замалчивания гумилевских этнологических работ. Опубликовать трактат "Этногенез и биосферу Земли", законченный в 1976 г., Лев Николаевич смог с огромным трудом. Ему удалось только депонировать "Этногенез и биосферу Земли" ВИНИТИ, то есть получить приоритет. Из-за большого объема рукопись состояла из трех выпусков: 1. Звено между природной средой и обществом; 2. Пассионарность; 3. Возрасты этноса. Библиография выпусков такова:

1. Л.Н.Гумилев. Этногенез и биосфера Земли. - М. - Л., 1-14 марта 1979. - Депонировано ВИНИТИ. - N 1001 - 79 Деп. - Вып. 1.: Звено между природой и обществом. - 10 авт. л.

2. Л.Н.Гумилев. Этногенез и биосфера Земли. - М. - Л., 2-25 октября 1979. - Депонировано ВИНИТИ. - N 3734 - 79 Деп. - Вып. 2: Пассионарность. - 10 авт. л.

3. Л.Н.Гумилев. Этногенез и биосфера Земли. - М. - Л., 3-25 окт. 1979 г. - Депонировано ВИНИТИ. - N 3735 - 79 Деп. - Вып. 3: Возрасты этноса. - 10 авт. л.

Первый выпуск посвящен рассмотрению феномена ╚этнос╩ на основе системного подхода. Автор последовательно и аргументировано отвергает определения этноса по языку, расе, социальным институтам и культуре, а также показывает различие между этносом и популяцией. Большое внимание уделено иерархической структуре этносов. По мнению автора, этносы всегда делятся на субэтносы - звенья и блоки этнической системы, оформляющиеся иногда по территориальным признакам, иногда по социо-культурным; целостность этноса при этом не нарушается. Вместе с тем этносы образуют своего рода галактики - суперэтносы, стоящие на порядок выше этносов. Суперэтносы, как и этносы противопоставляют себя всем прочим (╚мы и не мы╩) и по сути дела являются главной формой этногенеза. Загадочной остается только причина возникновения этносов.

Главное во втором выпуске - это раскрытие природы этногенного фактора, порождающего новые этносы. Этот фактор - пассионарность (от лат. Passio - страсть), впервые описанный автором в 1970 г. Пассионарность - поведенческий признак, возникающий, как и все новые признаки, вследствие мутации и передаваемый по наследству. Этот признак, по расчетам автора, основанных на анализе огромного исторического материала, устраняется естественным отбором за 1200 - 1500 лет, если процесс не прерван катастрофическим экзогенным смещением: нападением иноплеменников, эпидемией, засухой и т. п. Если же нет помех, то признак пассионарности, возникнув, формирует людей в новый этнос - инерционную систему с новым поведенческим стереотипом и иерархией ценностей. С течением времени (1200 - 1500 лет) носители этого признака исчезают и этнос переходит в гомеостаз, если только очередной пассионарный толчок не переформирует и его, и соседние этнические субстраты. Тогда начинается новый процесс этногенеза.

Иными словами, этносы возникают, проходят строго определенные стадии роста, старения и умирают, причем естественный распад этносистемы рассматривается автором как благо по сравнению с медленным умиранием от потери первоначального импульса.

В третьем выпуске приводится схема фаз этногенеза и дана подробная характеристика этих фаз, основанная на анализе материалов всемирной истории. Автор также показывает, как этносы в разных фазах взаимодействуют с земными ландшафтами. В этом разделе книги наводится мост между гуманитарными и естественными науками: всемирная этническая история рассматривается как функция природного процесса, каковым является этногенез; показано взаимодействие социальных институтов с биосферой по принципу обратной связи.

Таково вкратце содержание трех выпусков монографии. Сформулированный Гумилевым принцип понимания этноса представляет этногенез не как разовый доисторический акт, но как повторяющийся процесс, в котором ╚история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга╩. Это дает возможность объяснить тот факт, что новые этносы могут возникать в любой исторический период из самых разнообразных антропологических (расовых) элементов, складывающихся при наличии этногенного фактора в спаянную определенной поведенческой доминантой целостность.

Необходимо отметить, что в депонированию ВИНИТИ подлежали те рукописи, которые, по мнению тогдашних научных советов, не представляли широкого научного интереса. Поэтому печатать большими тиражами их было не надо, а заинтересовавшиеся могли сами заказать в ВИНИТИ две-три копии статьи. В основном, так и обстояло с узконаучными исследовательскими статьями, необходимыми лишь для защиты диссертанта. Парадокс заключался в том, что книгу Л.Н.Гумилева издать не могли - она уже вышла в виде статей, но и издать тоже не могли (так ╚Публикацию такого материала, дающего неправильное антинаучное освещение ряда важнейших проблем, следует решительно признать ошибочной■ - см. Статью ⌠По поводу статьи Ю.М.Бородая ╚Этнические контакты и окружающая среда╩. (Рецензия на книгу Л. Н. Гумилева. ⌠ЭТНОГЕНЕЗ И БИОСФЕРА ЗЕМЛИ■) - академик Б.М.Кедров, член-корреспондент АН СССР И.Р. Григулевич, доктор философских наук И.А.Крывелев - журнал ╚Природа╩ 1982, ╧ 3 - прим. Редколлегия). Издание в ВИНИТИ позволили и издать трактат, и в то же время и ..., как бы, и не издать. Ведь для того, чтобы заказать эту книгу надо знать о ней и, предприняв различные уловки и обойдя препятствия, достать заветные бланки заказа заказать книгу для библиотеки предприятия, объяснив насущную необходимость в ней.

Феномен книги Л.Н.Гумилева состоял в том, что только единицы из десятков тысяч томов депонированных в ВИНИТИ рукописей становились массовым самиздатовским бестселлером. Заказов на книгу действительно поступало необычайно много - более двух тысяч. Трактат запрашивали официально, тысячи копий неофициально копировали сотрудники ВИНИТИ, а далее тысячи энтузиастов копировали трактат уже с ВИНИТИ-вских копий, и т.д. Широкому распространению интереса к теории этногенеза способствовали публичные лекции, которые стал читать Л.Н.Гумилев в различных аудиториях. Так в отсутствии узконаучной аудитории, практически не публикуемый в восьмидесятые годы, на лекциях Л.Н.Гумилев обретал новых учеников и последователей. Рукописные записи его лекций по народоведению переписывались, передавались из уст в уста, а тиражи издательского центра ВИНИТИ непомерно росли за счет выпуска трактата.

Но оппоненты Гумилева также не дремали. По прошествии нескольких лет депонирование работы было прекращено под тем официальным предлогом, что объем поступающих заказов превышает технические возможности издательского центра ВИНИТИ. Слава среди почитателей росла и ширилась, увеличиваясь как снежный ком, ┘ а положение дел в официальном отношении к теории этногенеза Л.Н.Гумилева не менялось. Многотиражного издания трактата не было.

Лишь через десять лет, с началом перестройки в 1989 году "Этногенез и биосфера Земли" вышел в свет полноценной книгой в издательстве Ленинградского Университета, сразу став библиографической редкостью - это единственно прижизненое издание трактата имеет библиографические данные - Л.Н.Гумилев ⌠Этногенез и биосфера Земли╩. Под ред. доктора геогр. наук. профессора В. С. Жекулина. - 2 изд. испр. и доп. - Л.: Изд-во ЛГУ. 1989. - 496 с.. По рассказу самого Льва Николаевича дело было так - ╚раздался междугородний телефонный звонок. Из Москвы звонил Анатолий Лукьянов (его давний знакомый, помогавший Гумилеву по судебному делу о наследстве А.Ахматовой) - Как Вы себя чувствуете, Лев Николаевич? Отвечаю - Как Папанин на льдине. Сижу и жду, когда меня спасут. После этого звонка ⌠Этногенез■ пошел в печать.■

С тех пор трактат ⌠Этногенез и биосфера Земли■ многократно издается различными издательствами на языках народов мира, но все еще не залеживается на полках книжных магазинов.

Изо всех своих книг именно эту книгу-трактат ученый считал главным делом своей жизни, и именно она заслуженно прибавила к славе Л.Н. Гумилева как историка-географа и востоковеда мировую славу ученого-мыслителя.

Stolica.ru

<< ] Начала Этногенеза ] Оглавление ] >> ]

Top