Труды Льва Гумилёва АнналыВведение Исторические карты Поиск Дискуссия   ? / !     @

Реклама в Интернет

Павел (21.03.2005 10:17:22):

Еще раз о великой чеченской "пассонарности":

В последние годы почему-то стало общим местом считать чеченов эдакими безмерно крутыми и великими пассионариями - мол потому с ними и вся русская армия до сих пор справиться не может. Выскажу еще раз свою точку зрения по проблеме.

Поставьте простой мысленный эксперимент. В каждом микрорайоне или небольшом населенном пункте существует устойчивая кодла относительно молодых гоповатых отморозков. А теперь представьте, что им всем выдали оружие. Попытайтесь прикинуть, через какое время ближайшие окрестности превратятся в некое подобие Грозного образца 1991-1994 годов? И что теперь, запишем всех отморозков в пассионарии? Если не нравится такой умозрительный вариант, обратитесь к официальным документам по мятежам в колониях и следственных изоляторах - там, где урки захватили под свой контроль всю территорию учреждения, картина была примерно аналогичная. Предлагаете считать всех урок тоже великими пассионариями? Тут кстати уже высказывались подобные соображения о чудной близости уголовщины к народу. Только не надо путать профессиональных уркаганов с людьми, оказавшимися формально обвиняемыми в уголовных преступлениях в силу сложившихся обстоятельств, традиций, либо по политическим мотивам.

С другой стороны, по личному опыту могу сказать, что в той же Чечне в 1995-1996 годах простые русские парни, оказавшиеся в боевых условиях (а не на "бакс-постах") достаточно быстро "срывались" с "мирных катушек" и начинали действовать как "щенки и псы войны". У них, как я их помню, вряд ли бы возникли какие-то негативные эмоции относительно свиных шкур, скорее идея была бы воспринята с восторгом. По предложенной для чеченов логике будем считать, что они все внезапно стали пассионариями?

Но все это вовсе не означает, что в Чечне "нормальных" пассионариев не было вовсе. К их числу, например, можно совершенно однозначно отнести тех, кто с реальным риском для собственной жизни помогал спастись "русскоязычным", зачастую действуя наперекор воле вооруженного быдла, да и многих других.


Беженец (21.03.2005 10:30:37):

Борису Сабурову.

Чувствуется, что вы хорошо знаете биографию Ермолова. Но тогда чем Вы можете объяснить следующее:

1.На Бородино он был, если мне не изменяет память, всего лишь одним из адъютантом Кутузова, должность которая во все времена особой отваги не требовала.

2.На Кавказе он жил с целым гаремом наложниц, от которых оставил кучу детей ничем их не обеспечив(что тоже видимо говорит о его понятиях офицерской чести)

3.Имея в руках 250-ти тысячную армию, и как Вы говорите, огромную популярность в войсках он и пальцем не пошевелил для поддержки декабристов(это о якобы близости к либералам).

4.Почему русский патриот отказался возглавить русское ополчение во время, если не ошибаюсь, Крымской войны. Вряд ли в минуту опасности для страны, патриот должен думать о когда-то уязвленном самолюбии.

Кстати, личная храбрость пришедшего ему на смену Паскевича, несмотря на всю ироничность Пушкина, сомнений ни у кого не вызывала.

Все обвинения к Ермолову были предъявлены на основании того, что он на несколько дней задержался с приведением к присяге кавказских войск, но он и сам объяснял это разбросанностью гарнизонов по всей линии и т.п.Весь либерализм Ермолова, заключался в обычной дворцовой борьбе между русской и немецкой партиями. Волею судьбы лидером немецкой партии оказался шеф Третьего отделения остзейский немец Бенкендорф, чем и объясняются симпатии Пушкина и других к Ермолову (почему-то о симпатиях Пушкина, Лермонтова, Толстого к горцам сейчас говорить не модно).Кавказ можно было завоевать "железным плугом",не помню кто предлагал этот проект, но Ермолов повел завоевание другим путем. Но если Россия могла себе это позволить в субпассионарный период своего развития ,то вряд ли может позволить теперь. По Гумилеву евразийство, единственный путь сохранения нашей страны, а то что делается в настоящее время не оставляет шансов для этого пути. При этом никто не сомневается, что крах России означает крах многих народов в ее составе. Видимо, мне, в силу своего многонационального происхождения и воспитания, легче быть объективным в этих вопросах. Не питая особых симпатий к чеченцам вообще и к их национальному движению в частности, их самоотверженность и отчаянное сопротивление не может у меня не вызывать уважения. Жестокостей в этой войне было немало с обоих сторон .Нет большей подлости, чем захват детей в заложники, но такая же подлость бомбежка грозненского роддома и расстрелы целых семей с родителями и детьми пьяными контрактниками с криками "за Васю, за Петю".Я видел это своими глазами. Это я к тому,что ермоловские методы на Кавказе применялись и применяются,вспомните Дада-юрт,вырезанный по его приказу,кстати это было мирное село,вина которого была лишь в том,что оно дало кров нескольким проезжим конокрадам,но это естественно на Кавказе.

С уважением


olegb, oleg.bogatchev@gmx.de (21.03.2005 11:25:30):

Вообще заговор декабристов до сих пор имеет много непонятного. Кто их был готов поддержать в армии, какая роль Константина. А судить по "Звезде пленительного счастья" я вот немного не готов.

Как ни странно абсолютно неподготовленный человек Николай 1 повел себя подобающим образом. Правда заплатил за это своим консерватизмом. И женой.

С уважением

Олег


Борис Сабуров (21.03.2005 13:46:26):

Беженцу

Откуда у Вас такое негативное отношение к Ермолову? Впрочем, настоящие пассионарии чаще всего вызывают либо ненависть, либо любовь, к ним нельзя оставаться равнодушным. Может быть Ермолов чем-то ╚насолил╩ этносу, представителем которого Вы являетесь? Кстати, происхождение у Ермолова самое, что ни на есть евразийское. Он вел свой род от Арслана Мурзы Ермола, принявшего московское подданство и христианство в 1506 году при царе Василии. К тому же, как Вы говорите, русскую партию в дворцовой борьбе с немцами поддерживал, это ему тоже плюс. А как еще должен себя вести русский патриот?

Вы не спутали случайно Ермолова с князем Болконским из романа ╚Война и мир╩. Его Толстой действительно произвел в адъютанты Кутузова. Что касается генерала Ермолова, то во время Бородинской битвы он был начальником штаба, как говорится, почувствуйте разницу. Благодаря действиям Ермолова была отбита у французов, уже взятая ими батарея Раевского. Ф.Н. Глинка в своих ╚Очерках Бородинского сражения╩ называет его ╚мужественным вождем, который далеко впереди всех вел толпу храбрых╩. Денис Давыдов считал, что в воинском таланте Ермолов превосходил Кутузова, но возможно поэт-партизан был не совсем объективен, так как был с генералом в родстве.

Что касается гарема┘ .Как говорится, кто без греха? С другой стороны, может быть, таким образом, неутомимый Ермолов сумел рассеять по Кавказу свой пассионарный генофонд, чем способствовал повышению уровня пассионарности современных горцев. Думаю, что случай с Печориным, описанный в повести Лермонтова ╚Белла╩ был весьма типичным для Кавказа тех лет. Вот Вам и ответ на вопрос: откуда взялись пассионарные чеченцы? Хотя мне лично как-то ближе точка зрения Павла на этот вопрос. Что касается Лермонтова, то у него в очерке ╚Кавказец╩ ╚чеченцы - дрянь, а кабардинцы- молодцы╩.

Теперь о декабристах. То, что Ермолов был с ними связан, еще не говорит о том, что он разделял их убеждения.


Борис Сабуров (21.03.2005 14:09:10):

Беженцу

Ермолов был 1772 года рождения, во время Крымской войны москвичи избрали его начальником ополчения губернии, а воевать когда тебе за 80 лет...


Беженец (21.03.2005 16:46:28):

Борису Сабурову.

К Ермолову ничего "этнически личного".Более того прапрадед по отцовской линии (ингуш) был лично близок к ген. Слепцову,имел офицерский чин и за заслуги в войне против чеченцев получил личное дворянство и земельное пожалование.Был женат,как ни странно, на француженке(может это у меня из-за Бородино).По материнской линии то же все в порядке -русские,правда с греческой примесью.Есть где-то и осетинские и грузинские связи.Как,Вы наверное,знаете ко всем этим народам у Ермолова было прекрасное отношение.К чечецам не испытываю ни паталогической ненависти ни особой любви.По классификации Павла я о еще какой (!) пассионарий,участвовал в эвакуации русских из Грозного в декабре 94-го.Кончилось тем,что после отправки в Ингушетию третьей автобусной колонны,напали боевики,автобусы сожгли, нас чуть не расстреляли за то что лишаем Грозный щита из мирных жителей.Спасли нас,кстати,простые женщины чеченки.А если говорить без пикировок и серьезно,то позицию Павла я понял так:если человек делает что-то хорошее то он пассионарий,если плохое-отморозок.Объясняю на пальцах Павлу- пассионариями могут быть и плохие люди и хорошие люди.Вы Борис, как человек подготовленный, это и сами понимаете.Истоки пассионарности чеченцев лучше всех объяснил сам Ермолов,там где он говорит,что этот маленький и злобный народ,принимает к себе беглецов со всего Кавказа из-за чего стал многочисленным.Что означает беглецы объяснять думаю не нужно.Чеченцы,как и шапсуги,или казаки сформированы пассионариями.Среди чеченский тайпов есть происходящие из Дагестана,Кабарды,даже русские (Гуной,Варандой).Тот же Басаев в четвертом поколении аварец.Но Вы правы в другом: этнически и мне и 450 тысячам жителей Грозного,причем чеченцы там почти не жили, насолили последователи Ермолова и Шейха Мансура.Как личности гармоничной и субпассионарной мне не нравятся развалины родного города.

С уважением.


Павел (21.03.2005 17:22:18):

Плохой или хороший человек - это категории скорее морали и этики, да еще вдобавок сугубо субъективные. Либо мы здесь обсуждаем вопросы этнологии, либо занимаемся морализаторством. Иначе мне, также как и Олегу Богачеву, некоторые вполне себе суверенные и не очень государства могли бы предъявить серьезные претензии ровно за то же, за что другие государства меня же награждали. Кстати, есть такое ощущение, что уважаемый Беженец несколько превратно понимает термин "субпассионарий".

Я уже не один раз приводил здесь и примеры высказываний чеченов о других народах, и их соседей о чеченах. Отмечал и то обстоятельство, что до сих пор "можно стать чеченом". Реально речь идет об инкорпорировании в некую этническую структуру, вот только вопрос - в какую? Некоторые считают, что это вновь образуемый этнос на взлете пассионарности. Я считаю иначе. В 1995 году в Нальчике я случайно нашел многотомник "Горцы Кавказа", изданный в конце XIX века и содержащий массу свидетельств современников тех процессов. Так вот там прямо говорилось, что Чечня превратилась в отстойник для всевозможных маргиналов, нарушителей адата, струсивших кровников и т.д. Это и были "беглецы со всего Кавказа". Надо полагать, что все эти отбросы общества (замечу - даже горского общества, а не т.н."цивилизованного"), к тому же добровольно отказавшиеся от своей этнической традиции и идентичности, были сплошь пассионариями? Еще раз повторюсь - задумайтесь над тем, какая именно структура может активно инкорпорировать в себя представителей других этносов через процесс деэтнизации? Чтобы после изнасилования соседской дочки сбежать в Чечню или (сотней лет позже) сдаться в плен и принять ислам - надо быть пассионарием, а чтобы взорвать себя с бандой отморозков или встать между автоматами и детьми - нет? Явно что-то не так в королевстве Датском.


Беженец (21.03.2005 19:10:20):

Павлу.

Я с Вами полностью согласен в части морализаторства,поэтому и хотел лишь сказать,что пассионарность может проявляться и в спасении мирных жителей и в участии в мятеже.Пытаясь нарисовать мысленно картину вооружения гопников я честно говоря не увидел там взрывающих себя гранатами,чтобы не сдаваться в плен да и многого другого,что и Вы не увидите,если посмотрите на ситуацию со стороны.Вы же не считаете надеюсь,что Николай Гастелло герой, а японские камикадзе обманутые фанатики.

Под субпассионарностью, я понимаю,желание тихо и достойно прожить жизнь,окруженный детьми и внуками,гуляя по паркам и аллеям родного города.Кстати, мировая цивилизация сохранена именно субпассионариями.Звезд с неба не хватаем,но умеем ими любоваться.В той или иной ситуации,субпассионарий может себя вести,как пассионарий,но это не означает что он обладает пассионарностью.Здесь как и в психологии,нет чистого темперамента,все смешанно.

По вопросу инкорпорирования спорить не приходится,согласен на все сто,даже более того сам современный чеченский этнос возник благодаря этим самым беглецам,повторяю так же как казачество,или те же шапсуги.

Чеченцев на Кавказе не любят,об этом тоже спорить не приходится.Не любят даже близкие к ним по языку ингуши и тесно связанные культурой аварцы.Но у этих народов нет ненависти к чеченцам,потому что нет страха перед ними,как сказал поэт "как мы их били,как доставалося и нам".А только страх порождает ненависть(вот как здесь развести этику с этнологией).

Вообще-то проблема в другом,в том,что Гумилев обозначил как комплиментарность и здесь нет точек соприкосновения ни между русскими и чеченцами,ни между чеченцами и другими кавказскими народами,включая два вышеназванных.У чеченского этноса гораздо больше проблем,чем кажется на первый взгляд.Например, крайне слабый институт семьи,ранние поспешные браки и столь же поспешные разводы привели к целому поколению полусирот, а то и маргиналов.Вроде тоже проблема морали,а ударила по этносу.

Вопрос, что мы понимаем под этнологией Гумилева.Можно бесконечно обсуждать что является причиной пассионарного толчка,вирус или Луна, и пропустить самое важное - этносы рождаются и умирают,пассионарный перегрев может стать как залогом процветания этноса,так и причиной его гибели.Все зависит от того,что мы хотим найти у Гумилева.Вы не поверите,но идеологи чеченской независимости,я имею ввиду из числа интеллигенции,тоже опирались на работы Гумилева(Дени Баксан "След Сатаны на тайных тропах истории")и пришли к банальному выводу типа "во всем виноваты евреи".

Этнология не наука ради науки,недаром Гумилев говорит,что мы не можем избежать этих явлений,но можем к ним приготовиться и избежать многих негативных последствий.

Вообще-то для меня признак пассионарности народа,демографическая ситуация.Возможно это вульгаризированный подход,но это единственное что характеризует пассионарный толчок.

С уважением

P.S.Искренне извиняюсь за предыдущее ерничайние, вообще то это не мой стиль.


olegb, oleg.bogatchev@gmx.de <mailto:oleg.bogatchev@gmx.de> (21.03.2005 19:20:59):

Вот один интересный вопрос, это скорее всего к Беженцу:

Был ли у чеченцев аналог дворянства ? У ингушей был. Почему я это спрашиваю, появление "служилого" сословия является показателем, что общество начало структурироваться.

Беженцу: про то что Вас начали спасать чеченские женщины, не просто верю, а очень охотно.Было у меня такое в Абхазии. Общество горское, как нестранно, больше построенно по женской линии.

(Беженцу, вы действительно по-моему неправильно употребляете термин субпассиарности)

Павлу: Вы же там были, когда мальчики начинают превращаться не в "щенков" а в "псов", то ошибка командира. Если у меня во взводе не погиб ни один человек, а вот потом после победы, больше половины побежало грабить город, ну скажем так мне было стыдно за себя.

С уважением

Олег


olegb (21.03.2005 19:34:55):

Беженцу:

Припишите, что еще во всем "Таты" виноваты (Шутка). У Японцев, американцев и немцев и у нас понятие "камикадзе" не считалось странностью.

И Беженцу:

Ну не субпассионарии, а нормальные гармоничники весь этот мир выстраивают. Они работают.

С уважением

ОлегБ


Беженец (22.03.2005 09:17:27):

Olegu.b.

Насчет субпассионария каюсь.Но там,как мне кажется, и сам Гумилев не разобрался до конца.Он подразделяет субпассионариев только на гармоничников (пример с "трусливыми" исландцами) и бродяг-ландкнехтов.При этом он не вводя специального термина водит понятие "слабая действенная пассионарность".Из-за этого и возникает путаница.По Гумилеву в "чистом виде" гармоничный Масхадов должен был сдаться в плен еще до начала войны.Поэтому в своем кругу,мы включили понятие "слабой пассионарности" в субпассионарность.Относительно этноса это по всем известной диаграмме уровень где-то от Р1 до Р4.

В нашей дискуссии,это,согласен было неуместно.

Относительно сословных различий, у чеченцев их и в самом деле не было.Но на Кавказе феодальные отношения отличались от классической французской модели.Если не считать абхазских Чачба и Эмухвари, кабардинских Атажукиных,и Тарковского шамхала ярко выраженных феодалов на Кавказе не было.У остальных народов существовали как "вольные" общества,так и "аристократические" (с известной долей условности). Эти отношения на Кавказе, предмет серьезного исследования.Даже в столь феодальном обществе как кабардинское, дворяне-уорки в мирное время жили за счет конокрадства, это считалось единственным благородным занятием (работать не хотели, а кормить их крестьяне не собирались).

Немецким, к сожалению, не владею.

С уважением,


С.П. (22.03.2005 11:01:25):

Извиняюсь за задержку с ответом, только сейчас появился на работе и получил доступ к интернету.

Олегу Пыльцыну

Хорошо, Вы согласились, что французы и немцы (возможно и североитальянцы) находятся в инерции, остальные "западные" народы в обскурации. Но вот в чем вопрос. Может быть мы под обскурацией понимаем разные вещи? Я, ни чего не выдумывая, следую критериям ЛНГ, при наличии которых он определял стадию как обскурацию. Возмем классику, "Этногенез и биосферу Земли". Глава XXXV. Обскурация. "Отличительной чертой "цивилизации" является сокращение активного элемента и полное довольствие пассивного и трудолюбивого населения (ПОЛНОЕ ДОВОЛЬСТВИЕ НАСЕЛЕНИЯ характерно для современной Европы - С.П.). Однако нельзя опускать третий вариант - наличие людей и нетворческих, и нетрудолюбивых, эмоционально и умственно неполноценных, но обладающих повышенными требованиями к жизни (субпассионариев - С.П.)... они плохие солдаты, никакие рабочие (думаю поколения хиппи и панков - первые ласточки - С.П.)... в мягкое время цивилизации... начинают размножаться без ограничения и, ПОСКОЛЬКУ ОНИ ЯВЛЯЮТСЯ ОСОБЯМИ НОВОГО СКЛАДА (выделенно мною - С.П.), создают свой императив: "Будь таким как мы" (торжество этого императива является началом ФП инерция - обскурация - С.П.)... всякий рост становиться явлением одиозным, трудолюбие подвергается осмеянию..., в общественной жизни узаконивается коррупция, в армии солдаты держат в покорности офицеров и полководцев..., правитель должен применять тактику разбойничьего атамана (ГДЕ ЭТО В ЗАП. ЕВРОПЕ? - С.П.)" Вы можете сказать по этносам, когда свершился ФП инерция-обскурация? Когда поколение субпассионарие стало настолько доминирующим, что навязало свою волю остальному народу? Думаю Рубин был прав, разделяя стадию инерции на три подстадии. И третья стадия, стадия интенсивного размножения субпассионариев, именно сейчас и идет в Зап. Европе. Когда будет момент ФП? Думаю все взаимозвязано. Здесь кто-то уже приводил ссылку на сайт со статистикой населения и прогнозом процентного соотношения аборигеннов и иммигрантов. Думаю, 20-30 годы - это рубеж, когда иммигранты попытаются навязать европейцам свой стереотип поведения. К этому же времени в жизнь выйдет второе или даже третье поколение субпассионариев, если считать от поколения "Pepsi-generation". Тогда и наступит время ФП. А пока Зап. Европа находится в заключительных стадиях инерции.

Насчет этногенеза германцев. Насчет культуры Ястроф поподробнее мне трудно сказать. Будучи студентом, наделал всяких записей, пользуясь библиотекой. Но, по молодости лет, "сэкономил" время, не деляя ссылки. Сейчас я стал собирать данные в сети, посвященные этногенезам разных народов. Упоминание этой культуры Вы можете найти на http://overseaex.narod.ru/Folks/Germani.html. В книге Малькольма Тодда "Варвары" (продающаяся сейчас серия об вымерших народах: скифы, славяне и т.д. - если Вы москвич, то я ее купил в кн. магазине "Москва", что на Тверской) есть упоминания об нескольких древних культурах германцев - терпы в Нидерландах и Сев. Германии (древнейшие VI в. до н.э.), поселения в Ютландии (III в. до н.э.), поселение Валльхагар (шведский остров Готланд - 400 - 550 г. н.э.). Это фактически все. Найду что-нибудь новенькое - непременно сообщу. По поводу "путешествия" технологии "железного" века у ранних германцев - см. http://www.krugosvet.ru/articles/40/1004048/1004048a36.htm#1004048-L-192, глава "Железный век у германцев".

Марине

Вы, по- видимому, сами уже не верите в "лучевой (или плазменный) удар". Вы представляете себе последствия плазменного удара по Земле. Боюсь это будет не начало какого-то этногенеза, а конец всех этногенезов.

Насчет опыта, я конечно погорячился. Действительно, далеко не всегда можно поставить опыт. Но, там где его МОЖНО поставить, мы ОБЯЗАНЫ его сделать. Это естественная наука. Там где не можем, используются математические расчеты (помните нашу беседу об возникновении современного человека, когда я сказал, что зафиксировано несколько волн переселения, так вот это и была математика. Если хотите, дам ссылку, достаточно любопытно). Сразу же все мысли о лучевом ударе исчезнут и начнется более плодотворная работа. Насчет "теория все же предсказывает события". Вы можете сказать когда у нас закончиться ФП надлом-инерция. Если время окончания может быть разным, то отчего оно зависит. Насколько лет может удлиниться или укоротиться. И, наконец, самое главное - практическое, какая политика и в какое время будет наиболее оптимальной для наилучшего будущего этноса? Я не могу, только общие фразы. Боюсь, что и Вы не можете. Так что, извините, это пока не теория, а гипотеза, т.е. не ПТЭ а ПГЭ. К сожалению. Насчет Австралии, надеюсь Вы не думаете, что переселенцы в А. прибыли, находясь в состоянии гомеостаза?

Продолжение следует.


С.П. (22.03.2005 11:01:41):

Комнину

Работу "...космос и человечество" почитаю. Может и читал - не помню. Насчет метисацции. Да знаю я, знаю. Это не единственное условие, но необходимое, если брать того же ЛГ. Вопрос в том, что еще. Процентное соотношение пассионариев иммигрантов и гармоников (и/или субпассионарие) аборигенов? Время, в течении которого шел этногенез (О. Пылцын, Рубин)? Внешнее воздействие? Я противник внешнего воздействия. Считаю, что корни этногенеза надо искать во "внутренней силе" человечества. Однако, почему одни народы долго находятся в гомеостазе, другие подвергаются ПТ (определенное колличество циклов этногенеза, после которого без обширного "вливания" свежей крови дальнейший этногенез не возможен?). Насчет полос ПТ. Если космический удар не возможен, то о полосах не очень правомерно говорить. Скорее следует говорить о регионах, испытавших ПТ.

Дмитрию Лазареву

Насчет двух ошибок. Начнем с второй. При чем тут инструментарий исследований. Инструменты исследования - наблюдение за ходом исторического процесса (из источников, личных наблюдений и т.д и т.п), расчеты из генетике (о частоте встречаемости генеов и т.п.), данные климатологии, физ. географии и т.п. Т.е. описание этногенеза естественно надо вести при наличии как минимум двух шкал, дискретной (этногенез) и линейной (климатология, развитие науки и техники и т.д.). Я говорю об генезисе, т.е. ПОЧЕМУ. Гимилев привел усредненный график этногенеза, составленный из огромного колличества (не помню сколько) индивидуальных графиков этногенеза разных этносов. Но эти графики он не привел. Очевидно потому, что они слишком не напоминают его усредненный график. Две причины. Первое, у него присутствует ошибка, как это бывает всегда и у всех людей. Второе. Он ПОЛНОСТЬЮ прав, что весьма сомнительно (не ошибается только господь бог) и фазы действительно имеют разную длину. Но на вопрос ПОЧЕМУ он отвечает весьма путанно. Нет того, что если так, то будет вот так, а если вот так, то будет вот такой процесс. Путанно можно объяснить любое наблюдение. Но надо поставить ЧЕТКУЮ зависимость. А то возникает непреодолимый соблазн подогнать наблюдаеммые факты под идеальную шкалу.

Теперь об первой ошибке: "основа теории...- идея пассионарности (гипотеза) и идея ПТ (наблюдение). Это взаимосвязано. И определение их генезиса позволит вести расчет, и теория получит проверку на ошибочность.

Третья ошибка. Этногенез как изолированный никто не расматривает. Всегда можно учитывать наложение ограниченного колличества индивидуальных графиков пассионарности соседних этносов при контактах (дискретные шкалы) и их наложение на линейную шкалу.

PS. Если бы я был пассионарным кочевником и мне было бы нечем кормить жену и своих детей, то я взял бы в руки саблю и пошел грабить "жирных" поселенцев.

Борису Сабурову

О глобальном влиянии космоса на все явления, происходящие на планете Земля. Насчет ледниковых периодов - действительно. Но, существуют длинные ледниковые периоды (продолжительность миллионы лет), внутри них короткие (продолжительность десятки тысяч лет), разделенные периодами потепления (кстати, мы сейчас в этом периоде потепления и живем). Это действительно обусловленно увеличением или уменьшением солнечной активности. Так вот, длина фаз этногенеза и всего динамического этапа этногенеза конкретного народа не сопоставима с длиной периодов похолодания или потепления. Это другая шкала (линейная). Появление жизни на Земле - существуют и космические гипотезы (вплоть до вмешательства инопланетян) и, так сказать, внутренние. За вспышки тектонической активности отвественны внутренние, эндогенные, процессы в глубинах Земли, связанные с разницей температур на поверхности и ближе к центру планеты. Если Вы имеете в виду движение тектонических плит, то они двигаются из-за конвективных течений в мантии планеты, если вулканизм и землетресения, то они обусловленны движениями одной плиты под другую и, последующей плавкой или "срывом" одной из плит. Все это из-за конвективных движений. И уж никак тектоническая активность не повлияет на рождение нового этноса. Слишком разные временные отрезки. Что еще?

"С чего Вы взяли, что только и именно для обскурации характерно падение авторитета центральной власти с постепенным выходом регионов из под контроля. Слабая центральная власть может быть в любой фазе этногенеза." Действительно, не только и не именно. Но, при переходе к обскурации должно быть разрушение внутренних связей, что весьма усиливаются при инерции. Соотвественно, должен быть и выход регионов из под более или менее жесткого контроля центрального правительства. В противном случаи при последующем гомеостазе мы наблюдали бы не отдельные, достаточно компактные группы людей (племена Сев. Америки, Африки, Австралии, малые этносы - некоторые горские народы, гда клановость превыше центрального "хана"), а крупное этническое образование (образования) на территории с различным способом хозяствования, находящиеся одновременно и там и там в равновесии с природой.

Всем удачи, С.П.


Марина, Orh700@rambler.ru (22.03.2005 13:34:50):

Всем доброго дня!

╚┘ Следующая остановка: улица генерала Ермолова (конечная)╩, - удивительно чистым мужским баритоном произнес речевой информатор, машины троллейбусного маршрута ╧2.

Удобно устроившись в кресле, и рассматривая в окошко пробегающий пейзаж, я предалась размышлениям о тех далеких событиях. И, раз уж на Форуме мы в очередной раз заговорили о ╚кавказском синдроме╩, то мне тоже хочется высказать некоторые свои суждения.

События из биографии Алексея Петровича Ермолова достаточно ярко изложены моими Коллегами. Да, конечно же, генерал Ермолов - наша национальная гордость, достойный пример беззаветного служения Отечеству.

Талантливый офицер, военный стратег, администратор, дипломат.

Но, был ли он столь же компетентен в межэтнических отношениях? И, прежде всего в отношениях с горским населением?

При прочтении ╚Записок┘╩ создается впечатление, что Ермолов,

соблюдая интересы России, вовсе и не задумывался, что у горских народов есть свои законы, обычаи, от которых они, горцы не смогут отступить, даже под страхом смерти.

Кстати, по-моему, именно на СТРАХ перед русским оружием, перед голодом, лишениями, делал ставку А.П.Ермолов в ПОКОРЕНИИ (!) народов Кавказа.

Вот передо мной лежит интернетовская распечатка из его личных воспоминаний: ╚Записки Алексея Петровича Ермолова во время управления Грузией╩.

Почитаем некоторые фрагменты из нее:

╚Еще не было примера, чтобы кто заставить мог чеченцев употреблять оружие против своих единоземцев, но уже сделан первый к тому шаг и им внушено, что того всегда от них требовать будут.

┘ Горские народы примером независимости своей в самых подданных вашего императорского величества порождают дух мятежный и любовь к независимости.

┘ Народ дагестанский акушинцы, о коих доносил я прежде, виною всех беспокойств, и так далеко простирается его дерзость, что если вашего величества и не будет высочайшего соизволения на дополнение корпуса, я должен непременно идти для наказания сего народа, и мне, государь, не за себя страшиться надобно будет╩.

Ну, а уж коли мы говорим о Чечне, то вот интересные заметки о чеченцах:

╚┘ Желая наказать чеченцев, беспрерывно производящих разбой, в особенности деревни, называемые Качкалыковскими жителями, коими отогнаны у нас лошади, предположил выгнать их с земель Аксаевских, которые занимали они, сначала по условию, сделанному с владельцами, а потом, усилившись, удерживали против их воли. При атаке сих деревень, лежащих в твердых и лесистых местах, знал я, что потеря наша должна быть чувствительною, если жители оных не удалят прежде жен своих, детей и имущество, которых защищают они всегда отчаянно, и что понудить их к удалению жен может один только пример ужаса.

В сем намерении приказал я Войска Донского генерал-майору Сысоеву с небольшим отрядом войск, присоединив всех казаков, которых по скорости собрать было возможно, окружить селение Дадан-юрт, лежащее на Тереке, предложить жителям оставить оное, и буде станут противиться, наказать оружием, никому не давая пощады. Чеченцы не послушали предложения, защищались с ожесточением. Двор каждый почти окружен был высоким забором, и надлежало каждый штурмовать. Многие из жителей, когда врывались солдаты в дома, умерщвляли жен своих в глазах их, дабы во власть их не доставались. Многие из женщин бросались на солдат с кинжалами.

Большую часть дня продолжалось сражение самое упорное, и ни в одном доселе случае не имели мы столько значительной потери, ибо кроме офицеров простиралась оная убитыми и ранеными до двухсот человек. Со стороны неприятеля все, бывшие с оружием, истреблены, и число оных не менее могло быть четырехсот человек. Женщин и детей взято в плен до ста сорока, которых солдаты из сожаления пощадили как уже оставшихся без всякой защиты и просивших помилования (но гораздо большее число вырезано было или в домах погибло от действия артиллерии и пожара). Солдатам досталась добыча довольно богатая, ибо жители селения были главнейшие из разбойников, и без их участия, как ближайших к линии, почти ни одно воровство и грабеж не происходили; большая же часть имущества погибла в пламени. Селение состояло из 200 домов; 14 сентября разорено до основания╩.

М-да┘ Что-то не похоже на ╚отстойник╩ со всего Кавказа. В этологии известно, что загнанное в угол животное в безысходности нападает на превосходящего по силе врага. Так, может быть, Ермолову не стоило так агрессивно себя вести в непростых межэтнических отношениях, не стоило никого ╚загонять в угол╩?

И, не являются ли сегодняшние события следствием того, что тогда вытворял на Кавказе наш славный генерал?

╚Маленькие, но очень гордые╩ помнят свою историю, и, как я понимаю, предъявляют нам счет за те события, до которых нам, - мне как современному человеку и дела-то нет никакого.

Ну, какое отношение я сегодняшняя русская женщина имею к событиям 200-летней давности, или даже к депортации чеченцев 60-ти летней давности? Но, ╚счет╩ почему-то предъявляют мне┘ и моему потомству┘

Было ли губернаторство Ермолова на Кавказе, вот той самой ╚силой вещей╩, которая определяет процесс этногенеза? То есть, тем пусковым механизмом, который определяет сейчас наше непростое настоящее?

Я скажу, что ДА!