Труды Льва Гумилёва АнналыВведение Исторические карты Поиск Дискуссия   ? / !     @
Stolica.ru
Реклама в Интернет

И к нам вернется слово, или спор с Горацием

О. Новикова

Опубликовано // Опубликовано // Л. Н. Гумилев. Струна истории. Лекции по этнологии / Лев Гумилев. - Москва : Айрис-пресс, 2007. - 594, [1] с. : портр.; 21 см. - (Библиотека истории и культуры).


Nescit vox missa reverti╩ (╚Произнесенное слово уже не вернется╩) √ изрек некогда Гораций, но, к счастью, иногда оно к нам возвращается. В год 95-летия Льва Гумилева к читателям возвращаются слова, произнесенные ученым четверть века назад.

Наш современник Лев Гумилев √ уникальный мыслитель, сын своих гениальных родителей, ныне признанный ученый √ был подлинным аристократом. Мне возразят √ как так? Он же не признавал ╚то╩, он мог себе позволить ╚это╩, его нещадно ругали┘ √ Все это не важно, важно только то, что сделал этот человек в своей жизни. И что такое аристократизм? √ Это не только и не столько гены. Аристократизм √ это свойство накапливать, сохранять и передавать следующим поколениям культурные ценности и преимущественно не в материальном их воплощении, а в поведенческом, нравственном понимании. Он осуществил прерванную связь времен, √ именно этим ценны жизнь и научное творчество Льва Гумилева.

Лев Гумилев не был кабинетным ученым, он преподавал в ЛГУ, читал лекции студентам, растил из них учеников. Мы предлагаем читателям уникальную книгу оригинальных лекций ученого, составленную на основе аудиозаписей его лекционных курсов. Ученый прошел через многое √ годы лагерей, наветы, и самое страшное для него √ запреты на творчество. Видимо, чувствуя какую-то тревогу, все свои лекции и выступления, начиная с середины 1970-х годов, Лев Николаевич записывал на магнитофон. Технически это осуществлял в основном его первый ученик Константин Иванов.

Записи этих университетских лекций и докладов хранились в семье Гумилевых, а уже после кончины ученого его вдова Наталия Викторовна передала их вместе со стареньким магнитофоном ╚Астра╩ своему племяннику В. В. Чернышеву с просьбой переписать массивные старые бобины на более современные носители.

Редакция выражает огромную признательность полковнику, ныне профессору Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского Виктору Викторовичу Чернышеву за кропотливую работу по переводу старых записей на новые носители, пригодные для дальнейшего преобразования. Ныне идет работа по изданию диска с этими записями. Уверены, что в будущем, все аудио-записи и видео-записи лекций Льва Гумилева будут воспроизведены широкими тиражами на электронных носителях.

С любезного согласия наследницы Л. Н. Гумилева М. И. Новгородовой архивные аудиозаписи были предоставлены издательству ╚Айрис-пресс╩ для издания в виде книги. Мне многих усилий стоило разобрать на старых записях слова ученого, но, сейчас, все это позади, и аудиозаписи были расшифрованы.

Начиная работу над изданием лекций Льва Гумилева, редакция сочла необходимым полностью сохранить авторскую манеру изложения. Синхронные тексты лекций ученого приводятся без купюр, с минимально необходимой редакторской правкой и снабжены подробными историческими примечаниями. Пришло время познакомить новые поколения наших соотечественников с пассионарной теорией этногенеза Л. Н. Гумилева в ее авторском лекционном варианте.

Совмещение в книге двух лекционных курсов разных лет √ университетского (1977 г.) и телевизионного (1989 г.) √ позволяет ощутить атмосферу научного поиска и передать дух этого уникального интеллектуального общения. В аудитории на лекциях Л. Н. Гумилева царила неповторимая атмосфера, потому что каждая лекция, каждый курс были в нюансах неповторимы. И, кроме того, ученый применял их к задачам обучения. Для физико-географов он читал народоведения с акцентом на экологические проблемы этногенеза, для экономико-географов акценты были больше смещены в сторону теории межэтнических контактов и так далее.

Историю в курсе народоведения Гумилев использовал в качестве своеобразного ╚подручного инструмента╩, необходимого ему для объяснения основ логики этногенеза √ науки о рождении, развитии и угасании этносов. В основе его пассионарной теории этногенеза лежит общая теория систем, и принцип комплиментарности, на котором объединяются, усложняются и взаимодействуют этносы.

В концепции этногенеза (как называл ее Лев Гумилев) мир сотворен Господом. Природа и люди созданы Им для непрерывного развития; статики нет никакой, все изменяется по удивительным, установленным Богом законам. Оригинальная концепция ученого подтверждает известные факты истории и не противоречит им; кроме того, основанная на статистическом материале, она создает возможность прогноза вероятного хода развития Да, везде, где есть история, там рождение и смерть идут рядом, но мир обновляется и живет. На обширном фактическом материале Гумилев проследил историю взаимодействия различных систем (государство, этнос, ландшафт).

Лев Гумилев обращался не только к истории и географии, но и к проблемам религий различных народов. Введя понятие ╚пассионарность╩, он различал в нем противоположности: религиозные устремления и добродетели, жертвенность, ведущие к святости, и пороки, в частности √ страстность, основанную на эгоизме. Ученый утверждал, что человек в своей деятельности руководствуется не идеями, а идеалами, отношением к окружающему миру. Он выдвинул принцип биполярности и применил его с помощью религиоведения, сгруппировав религиозные системы по экологическому принципу (принципу отношения к природе и окружающему миру). Выделил понятие ╚антисистема╩, понимая под ним системную целостность людей с негативным мироощущением, стремящихся к упрощению природных и общественных систем, к уменьшению плотности системных связей. Для антисистемы, независимо от конкретной идеологии ее членов, существует одна объединяющая установка: отрицание реального мира как сложной и многообразной системы во имя тех или иных абстрактных и иллюзорных целей. Свой трактат ╚Этногенез и биосфера Земли╩ ученый посвятил ╚великому делу охраны природной среды от антисистем╩.

Обобщив обширный исторический материал, он выделил и описал религиозные антисистемы, объединенные ненавистью ко всему окружающему миру; это √ гностики, манихеи, тамплиеры, катары, богумилы, павликиане, масоны и др., а в современном мире √ тоталитарные секты, террористические псевдорелигиозные организации.

Проследив взаимодействие различных этнических общностей между собой на протяжении тысячелетий, Лев Гумилев показал основные принципы этнической геополитики. Выступая за политику мира в международных отношениях, он указал на варианты его достижения в прошлом и пришел к выводу, что в некоторых случаях размежевание для мира лучше, чем слияние и взаимопроникновение разных народов.

В предлагаемую вниманию читателей книгу включены два курса по народоведению, в которых в простой и доходчивой форме ученый излагает основные положения своей концепции. Эти курсы читались в разные годы ( с интервалом более чем в 10 лет) и можно сказать, в разных исторических ситуациях. Лев Гумилев учил, что разбирая любой исторический эпизод, надо учитывать время события, место и обстановку в окружающем мире. Первый курс (1977 г.) прочтен в самые ╚глухие годы╩ застоя в СССР, а для Л. Н. Гумилева √ в преддверии наступающего нового зажима его концепции и полного запрета на публикации. Лекции на Ленинградском телевидении (1989 г.) читался уже в условиях перестройки и гласности, когда стало возможным многое говорить открыто, и была уже издана главная его книга ╚Этногенез и биосфера Земли╩. Но все равно элементы ╚эзопова языка╩, когда под сказанным явно нужно было подразумевать иное, еще остались. Можно только сожалеть, что, от всего записанного видеоматериала сохранилось около трети, поэтому мы вынуждены поместить в книге лишь фрагменты этого курса. Сопоставляя тексты этих двух курсов, можно проследить как выкристаллизовывались отдельные положения теории, насколько перемещены некоторые акценты. Можно видеть, насколько это живая, развивающаяся концепция. Так, в курсе 1977 года Лев Гумилев еще довольно часто обращается к социальным аспектам и понятиям формационной теории Маркса, являвшейся единственно признаваемой в коммунистическом Советском Союзе. В курсе 1989 года этого уже нет.

Кроме того, телевизионный курс был прочитан не только для студентов, а обращен уже к широкой зрительской аудитории страны. Поэтому представляется, что эта книга должна быть интересна разным возрастным группам √ и современникам ученого, которые слушали его лекции как откровение на фоне господствовавших марксистских догм; и молодежи, которая знает Гумилева уже как мэтра и для которых термины его теории не новость √ они с ними выросли.

Проделана невероятно трудная работа. Качество записей, сделанных на бытовом магнитофоне 70-х годов, было чрезвычайно низкого уровня. Немалую трудность для расшифровки аудиозаписей представляло и то, что Лев Николаевич обладал редчайшим произношением, настолько уникальным, что раз слышавший его голос, не перепутает его ни с кем в мире. К сожалению, книга не передает обаяния его голоса, интонации и эмоции, есть только информационная часть. Но как простому читателю понять, о чем идет речь? Например, когда говорится про какого-то короля, которому вменялся грех, за который в другой стране жестоким образом убили какого-то другого короля. Но, где, когда все это происходило, и по какому поводу? Читая лекции, Лев Гумилев опускал эти фактологические подробности, потому что они уводили в сторону от цели. Ему было важна суть, и он выхватывал важное, приводя примеры исключительно для того, чтобы быстро объяснить мотивацию поступков. И в этом отношении у книги есть преимущество: в книге к тексту можно вернуться и проследить мысль заново, кроме того, тексты ученого снабжены поясняющими историческими примечаниями.

Для Льва Гумилева было важно, чтобы суть его концепции мог понять и ученый-специалист, и студент, и простой обыватель. Он обладал уникальным талантом: не понижая сути, доходчиво изложить сложнейший материал. Гумилев был не просто великолепным оратором, но и лектором, учитывающим уровень подготовки зала. Перед научной аудиторией он говорил на прекрасном академическом языке, перед молодежной и студенческой аудиторией √ так, что и сейчас материал современен. Всегда, выступая перед любой аудиторией, Лев Николаевич приводил примеры в виде стихотворных форм. Чаще всего это были стихи его отца, поэтов ╚серебряного века╩, классиков русской поэзии √ Пушкина, А. К. Толстого, восточных поэтов в его собственных переводах.

В представленных лекциях можно увидеть, как иногда он использует для доходчивости не только разговорные выражения, простой народный язык, но и выражения из лагерного жаргона, ибо в тех не столь отдаленных местах ему пришлось (по воле властей и по доносам коллег из научной среды) провести около 15 лет. Рассказывая соседям по нарам свои ╚рóманы╩ (так назывались в той мрачной среде его выступления), Лев Гумилев находил нужные слова. Рассказывал заключенным о совершенно неизвестных им мамлюках, Вильгельме Оранском, Нидерландах и гёзах. Так что его и зеки слушали завороженно. Сухая и строгая академичная наука становилась понятной каждому.

Один литературный журнал уже в конце 80-х годов издал рассказ его солагерника об этом. Мы, его ученики, очень удивились и стали расспрашивать Льва Николаевича, правда ли это? √ ╚Да, нет, там все перепутано, не так. Вот как надо┘╩. И заговорил очень быстро, просто ╚шпаря╩ каким-то невероятным, никогда не слышанным, ╚тарабарским╩ (но не матерным) языком. Смысла слов было не понять, настолько странный это был язык. Кроме исторических терминов и имен ничего было не разобрать. Но все равно, в общих чертах понятно, о чем шла речь. Запомнила из получасового ╚спича╩ только одно слово ╚шалашовки╩, которые зачем-то сопровождали армию. На мой вопрос: ╚Кто это такие, странное какое слово. Это мыши, что ли?╩ √ Лев Николаевич, хохоча над невольной схожестью сравнения, снисходительно перевел: ╚Маркитантки. А язык этот называется феня╩. √ После его объяснения смеялись уже все присутствующие.

Кроме того, свою сложную естественно-научную дисциплину Лев Гумилев преподавал живо, невероятно интересно, а главное, артистично. Его научные лекции и семинары, так же как и просветительские выступления, были общедоступны и чрезвычайно популярны в 70√80-е годы. Они проходили всегда в невероятно переполненных залах. И студенты обучались народоведению (несмотря на запреты) вместе c огромным числом вольнослушателей. И еще, √ Гумилев читал, всегда обращая внимание на реакцию слушателей. Но очень не любил, когда записывали. Считал, что так материал усваивается хуже, чем когда слушатель неотрывно следит за мыслью ученого.

Лектор не просто сыпал историческими терминами, ╚гулял по истории╩ вперед-назад, но и сопровождал выступление акцентами, жестами и мимикой, помогая понять мотивы поведения героев повествования. Если он говорил: ╚прекрасная царица Хапшепсут╩, то так, что всем в зале было понятно, √ действительно невероятно красива была эта женщина-фараон. Это были не штампы и банальности, а была выделена самая суть поведения тех древних людей, о которых он рассказывал. Например, повествуя о Юлиане Отступнике √ о том, как он хотел вернуться к староримским традициям, но все матроны уже стали христианками, √ тут лектор замедляет речь, хитро смотрит на слушателей и выдает: ╚Пришлось в качестве весталок пригласить проституток╩. Затем √ краткое резюме с совершенно невозмутимым лицом: ╚И, знаете, праздник как-то потерял долю своего очарования!╩ В этот момент в зале уже не остается ни одного равнодушного к событиям той далекой поры.

Материал, поданный столь эмоционально и нетривиально, прекрасно запоминается, √ это уже не скучнейшие исторические даты, а именно логика событий. Определенно можно сказать, что у Льва Гумилева можно и нужно учиться не только самой его науке √ этнологии, но и методам ее подачи, и искусству риторики, включая актерское искусство.

В жизни Л. Н. Гумилева был период (с середины 70-х по середину 80-х годов), когда его курс в ЛГУ был свернут до минимума и ученого перестали печатать. Теперь в это трудно поверить, но тем не менее, так было. Пусть молодежь задумается сама, что такого в этих лекциях, почему их запрещали? После очередного звонка в университет ему было запрещено читать лекции, поэтому в целях сохранения курса, Лев Николаевич просил своего ученика Константина Иванова: ╚Костя, читайте лекции! Не прекращайте читать!╩

Лев Николаевич часто говорил: ╚После меня останутся мои книги √ мои дети╩, √ так дороги (и дорого достались) они ему.

Лев Гумилев был великим ученым, но он был не менее великим, гражданином. Редко говорил о своих взглядах, редко давал оценки. Предваряя чтение этой книги, хочется напомнить еще одно. Ученый говорил, что для правильного решения проблемы важно правильно поставить вопрос. Лев Гумилев умел так поставить вопросы, ради ответа на которые его слушали и ныне читают тысячи. Именно поэтому Гораций не совсем прав, √ слова великих возвращаются.

Возвращаются к новым поколениям лекции Льва Гумилева. Хочется только заключить √ читайте его книги, учитесь и думайте.

Stolica.ru

<< ] Начала Этногенеза ] Оглавление ] >> ]

Top