Труды Льва Гумилёва АнналыВведение Исторические карты Поиск Дискуссия   ? / !     @

Реклама в Интернет

Редколлегия

Совместный проект Создателей сайта и общественной организации "Фонд Л.Н. Гумилёва". По просьбе наших посетителей, на этой странице будут публиковаться заметки, освещающие важнейшие события и материалы, помещаемые на сервере.

Заметка 1 [131] (6 января 2009 г.)

В этом году исполняется ровно тридцать лет со дня публикации Трактата Л. Н. Гумилёва. В 1979 г. "Этногенез и биосфера Земли" получил свободный доступ через депонирование в стенах Всесоюзного института научной и технической информации Академии Наук СССР. Именно в стенах производственно-издательского комбината ВИНИТИ в Люберцах увидели свет первые тысячи экземпляров этого научного труда.

Поэтому в 2009 году на страницах сайта будут опубликованы карты и схемы, подготовленные ученым для этого труда, специально воссозданных нами для Интернета в растровых и векторных форматах. Это позволит максимально полно использовать потенциал этих ресурсов для пропаганды научного наследия Льва Николаевича в самом быстро развивающемся средстве массовых коммуникаций. Планируются и другие акции по популяризации Трактата.

В разделе "Анналы", в рамках популяризации Трактата, будет продолжена работа по знакомству наших читателей с работами, рассказывающими о ходе конкретных этногенезов. Среди них как освещенные в произведениях Л. Н. Гумилёва, как, например, Древний Рим, так и мало знакомые нашим читателям этногенез Раджпутов.

Также для максимального знакомства с трудами ученого будет опубликован качественный английский перевод последней части "Степной Трилогии" ≈ "Searches for an Imaginary Kingdom: The Legend of the Kingdom of Prester John", которая сопровождается четырьмя картами на английском языке. Эта работа была издана в 1988 г. в Cambridge University Press.

Вместе с тем, как и в предыдущие годы, Редколлегия продолжает свою работу по публикации малоизвестных работ и интервью Л. Н. Гумилёва, увидевших свет в 60≈80-х гг. в малодоступных журналах и сборниках. Что касается изданной в 2007 г. книги "Струна истории", куда вошли тексты публичных лекции ученого в стенах ЛГУ, то после завершения редактирования и комментирования бумажной версии, начаты работы по подготовки ее электронной версии для публикации в Сети.

В разделе "Хронософия" завершиться публикация карт с пространными комментариями "Этнополитического Атласа Евразии эпохи Античности и Средневековья", созданного санкт-петербургским историком Владимиром Булатом (2003≈2008) в качестве диссертационного исследования. Это собрание карт теперь снабжено системой гиперссылок, позволяющих получить в одном клике от карты информацию по интересующему этнополитическому объекту.

В дополнении к нашедшей широкое освещениетемы евразийства в разделе "Анналы" продолжится публикация произведений Евразийцев начала XX в., в частности, Николая Сергеевича Трубецкого (1890≈1938).

Заметка 2 [132] (31 января 2009 г.)

В конце 2008 г. на 82 году жизни скончался Самюэл Филлипс Хантингтон (1927≈2008), один из самых авторитетных американских политологов, профессор Гарвардского университета, идейным приверженец тойнбианства, которого на Западе почитают как автора теории столкновения цивилизаций.

С. Б. Лавров справедливо считал Льва Николаевича и Самюэла "идеологически противоположными". Дело втом, что под цивилизацией американский политолог, вслед за Тойбни, понимал нечто отличное от суперэтноса ПТЭ. Исторический опыт показывает, что весьма опасно молодому суперэтносу следовать цивилизационному пути, хоть родственного, хоть соседнего суперэтноса. Так, Россия в XVI≈первой пол. XVII вв. попробовала следовать торной дорогой Византии, чья звезда закатилось еще в XV в., и сразу же получили мощный раскол этнического поля, пришедшего на фазу акматики, и последствия которого устранились только к концу надлома. Не лучше получилось и с попыткой переноса западных институтов на российскую почву во втор. пол XVII≈начале XX в. Если энергетический уровень акматики еще удерживал этническую систему от химеризации, то вскоре после Манифеста о вольности дворянства (1762), в котором Петр III позволил ему ни только покидать российскую службу, но и продолжать оную "у прочих европейских государей", ситуация вскоре стала выходить из под контролю и создала питательную среду для серии сокрушительных революций.

Но кроме присущего, и в принципе простительного Хантингтону, европоцентризма у него явственно проступает модернизм, который вынуждает этого американского ученого рассматривать весьма древние общества как современные, что также затуманивает понимание явления цивилизации в духе Тойнби. В тоже время, он явно отмежевывается от конструктивизма, что выдает в нем трезвого исследователя.

Но все же после распада СССР именно С. Хантингтон - "человек с Запада" вновь поднял перед западным обществом тезис о неминуемом противостоянии "Запад-не Запад"? По мнению С. Б. Лаврова этот тезис не просто задекларирован как мифический "конец Истории" в духе Ф. Фукуямы, но и конкретизуется уже на "материале" и в терминологии конца XX в. Самюэл справедливо указывает, что на поверхностном уровне западная культура, по большей части, действительно распространяется по всему миру; но на базовом уровне она фундаментально отлична от культур остального мира. Западные идеи либерализма, конституционализма, прав человека, равенства, свободы, господства закона, демократии, свободного рынка, отделение церкви от государства часто имеют малый резонанс в исламской, конфуцианской, японской, индусской, буддистской или православной культуре. Усилия Запада по распространению таких идей вызывают обратную реакцию, направленную против "империалистических прав человека" и утверждение местной культуры и ценностей (см. нашу заметку за 2008 ╧ 12 [128]).

Однако, констатируя противоречия, принимаемые Хантингтоном за цивилизационные, он не стремился разобраться в генезисе этих явлений. Будучи практиком на службе североамериканского правящего этноса, он постарался, обозначив проблемы этногенеза Западноевропейского суперэтноса, сформулировать условия для сохранения комфортного существования западноевропейского суперэтноса:

"  - добиться большей политической, экономической и военной интеграции и координировать свою политику таким образом, чтобы помешать странам, принадлежащим к другим цивилизациям, воспользоваться разногласиями между западными странами;
  - принять в Европейский Союз и НАТО западные страны Центральной Европы, а именно: страны Вышеградской группы, прибалтийские республики, Словению и Хорватию;
  - поддерживать "вестернизацию" Латинской Америки и, насколько это возможно, тесное блокирование латиноамериканских стран с Западом;
  - сдерживать развитие военной мощи исламских и восточноазиатских стран - как обычных видов вооружения, так и средств массового поражения;
  - замедлить "дрейф" Японии от Запада в сторону приспособления к Китаю;
  - признать Россию как стержневую страну православной цивилизации и крупную региональную державу, имеющую законные интересы в области обеспечения безопасности своих южных рубежей;
  - сохранить западное технологическое и военное превосходство над другими цивилизациями;
  - что наиболее важно, осознать, что вмешательство Запада в дела других цивилизаций является, вероятно, единственным наиболее опасным источником нестабильности и потенциального глобального конфликта в полицивилизационном мире".

Всего восемь пунктов программы действий, представляющих типичное лукавство англо-саксонской дипломатии. Несмотря на то, что восьмой пункт объявляется "самым важным", остальные семь просто обязывают Запад тотально вмешиваться в чужие дела. Так что в главном С. Хантингтон тесно смыкается с другим практикующим "стихийным этнологом" З. Бжезинским.

Но для того чтобы попытаться выполнить хотя бы несколько из первых семь пунктов Хантингтона требуются немалые усилия, тогда как, справедливо отмечал его критик В. П. Баранов из пассионарной теории этногенеза следует, что "Золотой миллиард" является прибежищем субпассионариев, тех, кто устал, желает покоя и права вкушать сладкие плоды собранные со всех материков планеты. Получается, что пассионарной энергии для сохранения статуса кво у Западноевропейского суперэтноса уже не хватает с 1960-х гг. О недальновидности Хантингтона и в этом аспекте этнологических проблем свидетельствуют грандиозные масштабы разворачивающегося с 2007 г. мирохозяйственного кризиса современного западного капитализма.

Заметка 3 [133] (12 февраля 2009 г.)

В январе 2009 г. закончился эпизод, касающийся наследия Льва Гумилева в связи с урегулированием ООО ╚Издательство 'АЙРИС-пресс'╩ спора с компанией "Sound Time" по вопросу нарушения авторского права на использование произведения ╚Струна истории. Лекции по этнологии╩. Приводим текст комментария компании "Sound Time", касающиеся выхода аудиокниг ╚Струна истории. Лекции по этнологии╩ выпуск 1, 2. 2009-01-30. ╚Летом 2008 года в издательстве "Sound Time" вышли две аудиокниги с курсом лекций по этнологии Льва Николаевича Гумилева под названием ╚Струна истории. Лекции по этнологии. Выпуск 1, 2╩.

Исходным литературным материалом аудиокниг является впервые вышедшая в 2007 году в издательстве ╚Айрис-пресс╩ книга под названием ╚Струна истории. Лекции по этнологии╩ (см. нашу заметку 2007 ╧ 12 [114]). Своим появлением на свет книга полностью обязана старшему научному сотруднику Государственного Эрмитажа,  ученице Л. Н. Гумилева Ольге Геннадьевне Новиковой.

Ольга Геннадьевна не только автор предисловия, комментариев и составитель книги √ она буквально заново воссоздала материал лекций, поскольку до нее они хранились в виде магнитофонных записей, сделанных во время лекций Льва Николаевича в Ленинградском университете в 1977 г.  Проделана колоссальная работа, историческое наследие Льва Гумилева пополнилось текстовым свидетельством его живого слова.

"Sound Time" выражает О.Г. Новиковой глубокую признательность за этот вклад в фундамент исторической науки, имя которой Этнология.

Компания "Sound Time",  сожалеет о том, что в работе над аудиоверсией книги не приняла участие госпожа Новикова. Мы убеждены, что при ее содействии идеи, мысли, настроения Л.Н.Гумилева были бы донесены до слушателей  точнее и яснее╩. 

Со своей стороны, заметим, что компания "Sound Time" не обращалась за помощью к Новиковой О.Г., о чем она недоумевает и также искренне сожалеет. В результате замечательное начинание √ аудиокнига лекций Льва Гумилева вышла на свет в прочтении артистов, а не самого ученого и с изъянами. Согласно законодательству РФ не проданный на момент обнаружения, контрафактный тираж уничтожен. Проданные аудиокниги следует считать не точно воспроизведенным наследием Льва Гумилева. Для аутентичности рекомендуем прослушивать указанные аудиокниги совместно с чтением книги ╚Струна истории. Лекции по этнологии╩, изд. АЙРИС-пресс уже в 2008 г.

Надеемся, что в будущем издатели учтут пожелания многих и многих тысяч почитателей Льва Гумилева, и аудио лекции ученого все же выйдут в авторском исполнении. Книги, изданные по этим лекциям, будут служить в помощь новым поколениям читателей для понимания эзопова языка XX века, неповторимой  дикции, риторики и артистизма Льва Гумилева. Аудио наследие (научные лекции, выступления и др.) Льва Гумилева ждет своих издателей.

Заметка 4 [134] (3 марта 2009 г.)

На именины Льва Николаевича Гумилёва публикуются стихи Анны Георгиевны Ефремовой, написанные в 2002 году к 90-летия Льва Николаевича.

90 лет со дня рождения Льва Николаевича Гумилёва

С этой памятью многоэтажной
И восточным овалом лица ≈
Кто он есть ≈ ученик Эрмитажа,
Прошагавший дорогой бойца?

Православный историк и воин?
Гениально трудившийся мозг?
Сконструирован им и построен
Через Лету устойчивый мост.

Им логически связаны судьбы
Всех народов и малых племён ≈
Между гуннами, Русью и чудью
Он увидел движение времен.

Небессмысленно это движение:
Есть начала, расцветы, уход;
Небессмысленное сражение
На земле постоянно идёт.

Воплощенье Господнего плана
И согласно идее творца ≈
Жизнь свою формируют земляне
От истока её до конца.

Гумилёв исторический хаос
Лёгкой формулой прочно обвил
И Нерон, и Людовик, и Мао √√
Все попали в ячейки свои.

Так, что он не историк, но выше:
Алгоритмы творенья постиг
И божественный голос услышал ≈
В этом смысл и значение книг.

Озаренный великим причастьем,
Он принёс это знание нам:
Есть в истории замысел, к счастью,
В ней отсутствует хаос и хлам!

А. Г. Ефремова, 1 октября 2002 г.

На 90-летие со дня рождения Льва Николаевича Гумилёва

Шутя, вы нас учили всех,
Что трусость √ самый глупый грех.
И в одиночку шли на бой,
Спокойно жертвуя собой

Они преследовали Вас,
Крича, что нужен только Маркс,
Не удалось им победить,
Ни приручить, ни потопить.

Вы растворились словно соль
В умах, разрушенных под ноль.
Для искалеченного царства
Вы стали подлинным лекарством.

Чинили верные пути,
По коим надобно идти,
Убрали сотни каменюг
И написали: север, юг,

Восток и запад, верх и низ,
Взамен словечка ╚коммунизм╩.
И стал дорожный знак понятным,
Не то, что прежний бред невнятный.

Устали вы, надорвались,
Сдвигая каменную чушь,
Ушли в божественную высь,
В обитель мужественных душ.

Вы ждете Страшного Суда?
И только Божий страх томит
Учитель, Вас? И к вам, туда
Молитву бедный ученик

Свою старательно стремит.
И вот она, его мольба:
Господь! Создатель! Упокой
Ты душу верного раба,

Прости грехи ему и свой
Чертог Божественный открой.

А. Г. Ефремова, 1 октября 2002 г.

Материалы любезно предоставлены Общественной организацией "Фонд Л. Н. Гумилева".

Заметка 5 [135] (20 марта 2009 г.)

В этом году минуло тридцать лет со дня публикации Трактата Л. Н. Гумилёва. В 1979 г. "Этногенез и биосфера Земли" читатели всего СССР получили возможность познакомиться с этой работой, депонирование в стенах Всесоюзного института научной и технической информации Академии Наук СССР.

Дело в том, что издательства в то время отказывались печатать этот научный труд на том основании, что хотя Ученый Совет ЛГУ признал его в качестве докторского диссертационного исследования, а ВАК СССР не утвердил присвоение ученой степени доктора географических наук Льву Николаевичу с парадоксальной формулировкой. Однако, Высшая Аттестационная Комиссия СССР не утвердила присвоение ученой степени доктора географических наук Льву Николаевичу записав, что работа Л.Н. Гумилёва является значительным достижением науки - "выше, чем докторская работа, а потому и не докторская".

Продолжая деятельность по расширению знакомства с идеями, изложенными в Трактате на страницах сайта будут опубликованы карты и схемы, подготовленные ученым для этого труда и специально воссозданных нами для Интернета в растровых и векторных форматах. Так впервые будет опубликована анимированная карта зоны пассионарного толчка III в. х.э., который был описан в этом труде Л. Н. Гумилёвым, но не был изображен на карте пассионарных толчков, опубликованной в нем.

В связи с этим мы обращаемся к тем читателям сайта, у которых есть желание и возможность приложить свои усилия для сохранения и развития научного наследия Л. Н. Гумилёва. Предстоит обширная деятельность по подготовке электронных текстов и переводов. Мы ждем Ваших предложений на электронную почту сайта.

Заметка 6[136] (23 апреля 2009 г.)

В Евразийском национальном университете им. Л. Н. Гумилёва, расположенном в столице Казахстана - г. Астана, создается кафедра Евразийские исследования. Об этом было заявлено в ходе заседания ученого совета университета в апреле 2009 г.

Основным назначением кафедры Евразийские исследования является концептуально-фундаментальное исследование различных аспектов проблем евразийства в сфере экономики, культуры, образования и науки. Нам представляется важным, чтобы программа этих исследований также включала изучение научного наследия Л. Н. Гумилёва, а не ограничивалась бы лишь поддержанием мемориального кабинета-музея ученого.

Кроме того, на ученом совете было утверждено положение о Программе Лев Гумилев. Она станет аналогом европейской программы  Эрасмус Мундус. Напомним, что инициативу создания Программы Лев Гумилеввыдвинул Президент РК Нурсултан Назарбаев, выступая на XI Съезде Евразийской ассоциации университетов 10 марта 2009 г. Она направлена на развитие сотрудничества в сфере высшего образования, свободного передвижения на евразийском пространстве студентов, а также преподавателей вузов.

Заметка 7[137] (25 мая 2009 г.)

Долгое время в числе классических зон пассионарных толчков числилось только десять, которые приведены в Трактате -  "Этногенез и биосфера Земли". Среди них последний надежно датированный и подробно описанный толчок приходился на XIII в. Лишь в конце жизни Лев Николаевич в интервью "История - наука естественная, или визит к профессору Гумилеву", опубликованном в молодежном журнале "Смена" (1988 г.), предложил гипотезу сложного случая XVIII в. х.э. 

Поскольку этногенез Японии, Китая, Вьетнама, Бирмы и Южной Африки с XVIII в. дает серьезные основания предполагать о наличии пассионарного толчка.

Однако это не единственная гипотеза о пассионарном толчке, которая не была включена в десятку классических. Еще раньше в Восьмой части Трактата (XXXII. Смещения) ученый высказал предположение о возможном пассионарном толчке в первых веках нашей эры. 

Ученый писал, что "Мы уже отметили, что пассионарный толчок затронул только полосу Восточной Европы и Ближнего Востока, от Швеции до Палестины. Следовательно, кельты были за его пределами, и, видимо, поэтому бритты, покинутые в 406-407 гг. римлянами, проиграли войны с пиктами и англосаксами, истреблявшими всех мужчин-кельтов. Только западные области Британии долгое время держались против жестокого врага. Кельты часто переходили в контрнаступление, одерживали небольшие победы и даже переселились на континент, превратив романизованную Арморику в кельтскую Бретань, независимую от франкских королей и враждебную им.

Другое кельтское племя - скотты еще в римское время перебрались из Ирландии на север Британии и частыми набегами наводили ужас на бриттов, подчинившихся Риму. Эту борьбу они продолжали с англосаксами и норманнами вплоть до Х в. Короче говоря, кельты как бы обрели внезапную силу, Но так ли это просто? Разберемся.

Уэльс, Корнуэльс, а тем более Ирландия были затронуты римской культурой минимально. Они сохранили свои племенные традиции и тот относительно небольшой запас пассионарности, который остался у них от эпохи завоеваний. Этого запаса было мало для того, чтобы Галлия и Британия смогли успешно сопротивляться римской и германской экспансии, но когда те и другие растратили свою пассионарность, то кельты уравновесили соотношение сил, причем культура, заимствованная ими из Византии, не прибавила и не убавила их импульса. Зато она помогла им определить этнопсихологическую доминанту, пусть негативную, но действенную: "Мы не германцы и не хотим походить на них". Такого противопоставления оказалось достаточно, чтобы Уэльс сопротивлялся англичанам до 1283 г., а Ирландия - гораздо дольше, несмотря на полную потерю традиций византийской культуры.

Предлагаемое объяснение предварительно. Возможно и то, что в начале нашей эры на берегах Атлантики имел место особый пассионарный толчок, который шел от Эрина на юг, через Басконию, Атлас, Сахару до Гвинейского залива. В этом случае объяснимы вспышки активности туарегов (Альморавиды), берберов (Альмохады) и начало распространения банту. Но это предположение нуждается в детальной проверке и предложено здесь как рабочая гипотеза".

Исходя из вышеизложенных предположений Льва Николаевича мы самостоятельно построили их линия этого гипотетического пассионарного толчка. Вероятно она пролегает в меридианном направлении от точки с координатами 58оN 5oW до 5оN 4oW, протяженность предполагаемой линии около 5900 км, вероятное время самого толчка около 250 г. х.э.

В самом деле этот пассионарный толчок следует отнести к наименее исследованным, мы объявляем в 2009 г. конкурс на научные работы, которые будут посвящены изучению этногенеза перечисленных Львом Николаевичем этносов в период со II по XVI в. х.э. Лучшие работы будут размещены в разделе "Дискуссионных работ". Это будет уникальным шансом публикации для исследователей, поскольку с 2002 г. в этом разделе не публиковались новые работы.

Заметка 8[138] (17 июля 2009 г.)

Продолжение практики знакомства с работами, рассказывающими о ходе конкретных этногенезов, подвело к осуществлению нашей давней задумки, высказанной еще осенью 1998 г. при открытии второй очереди сайта, опубликовать на страницах нашего сайта русский перевод двухтомника немецкого ориенталиста XIX в. Августа Мюллера (Friedrich August Müller) известного в России под названием "История ислама. От доисламской истории арабов до падения династии Аббасидов".

Август Мюллер (3 декабря 1848≈12 сентября 1892), прожил непродолжительную жизнь, но своими научными и переводческими трудами оставил о ней долгую память. Работы созданными им, по-прежнему входят во все немецкоязычные библиографии по исламистики и востоковедению, а этот двухтомник регулярно переиздается.

Читатели его произведений найдут стиль его изложения близким к гумилёвскому, поскольку немецкий профессор всегда старался уловить и ярко отразить стереотип поведения того или иного  персонажа или консорции в Истории. Возможно, это было обусловлено тем, что он был тонким ценителем очень изысканной арабской поэзии, более того его считают переводчиком на немецкий язык Корана и "Сказки Тысячи и Одной Ночи".

За минувшее столетие многое изменилось в Европе, место где была написана эта монография вошла в состав России (Кёнигсберг), и можно надеется, что она послужит ей добрую службу. Благо, что она не только не устарела в своей основе и выглядит яркой исторической работой подлинного мастера. В этом легко убедиться сравнив ее с недавней монографией санкт-петербургского историка О. Г. Большакова "История Халифата". Единственным ее недостатком можно считать отсутствие карт, но данное упущение вполне возмещается картами и схемами из работ Олега Георгиевича.

Наряду с этим материалы второго тома монографии А. Мюллера будут полезными для знакомства с деяниями берберов и туарегов в Африки в качестве исторической иллюстрации к пассионарному толчку III в. х.э.

Заметка 9[139] (6 августа 2009 г.)

В день основания Русского географического общества (1845) помещением синхроноптической карты 1200 г. х.э. нами завершена пятилетняя эпопея первичной публикации этнополитического Атласа Евразии (700 г. до х.э. по 1200 г. х.э.) в проекте "Хронософия", объявленная пятой (семидесяти  первой) заметкой Редколлегии за 2004 г. Этот обширный картографический проект, охвативший не только Евразии, но и Северную Африку вплоть до экватора, был осуществлен санкт-петербургским историком Владимиром Булатом. Он посвящен Льву Николаевичу Гумилёву, чьи труды вдохновили автора на эту работу. Техническим редактором проекта был Александр Родионов. Заметим, что не за долго до своей трагической смерти ученик Льва Николаевича кандидат географических наук К.П. Иванов (19531992) составил и выступил в октябре 1992 г. на первых Гумилёвских чтениях в стенах Санкт-Петербургского Государственного Университета с тезисами, содержавшими основные направления и задачи этнологических исследований, в частности, в разделе сравнительной этнологии предусматривалось составление серии этнологических атласов. 

Увы, современная историческая наука узко специализирована. Как правило, отдельные специалисты занимаются определенными направлениями, за пределами которых их интересы становятся схематичными и условными. Более того, почти каждый исследователь по своему представляет себе границу Киевской Руси с Великой Степью, локализацию некоторых древних племен и т.д. При этом географическая часть любой монографии, как правило, хромает Настоящая работа по своей структуре и задачам резко порывает с устоявшейся традицией. Автор шел от общего к частному: от энциклопедии и учебника к монографии, ибо при всей правильности и конкретности монографии по сравнению с неизбежной в информационных изданиях схематизацией и примитивизацией, монография, в конечном счете, частное мнение конкретного исследователя, чего не может позволить себе энциклопедия или учебник, чья задача ≈ максимально четкое и согласованное изложение материала.

При всей неоднозначности методологии построения Комплексного историко-географический атласа Евразии эпох Античности и Средневековья, приводящей сумму накопленных историко-географических знаний к единому знаменателю, конечная цель ее ≈ создание единой общепринятой системы научных знаний в области исторической географии ≈ отнюдь не недостижима. Нам представляется, что подобный труд вправе ожидать признания со стороны научной общественности России, поэтому В. Булат выдвинул его в качестве квалификационной работы на соискание научной степени кандидата исторических наук.

В настоящее время, созданный Атлас является наиболее всеобъемлющим русскоязычным проектом, охватывающим двухтысячилетнию историю Евразии и Северной Африки. Можно конечно сетовать, что интервалом Атласа выбрано столетие, хотя для периода от Рождества Христова можно было перейти к пятидесятилетним интервала и довести его до конца Средневековья, например, 1500 г., но тогда это существенно увеличило объем исследовательской работы автору. Но мы полагаем, что этому проекту суждена долгая жизнь и не только на страницах Интернета. Поэтому у Владимира Булата будут время и сила на дальнейшее  развитие этого замечательного проекта.

Заметка 10[140] (3 сентября 2009 г.)

В книге по истории Великой степи Лев Николаевич Гумилёв поместил весьма необычную вставную новеллу, названную "Апокрифом" и привлекшую большой интерес читателей. Некоторые исследователи считают её плодом раздумий самого ученого. Уж очень необычным, в духи "Велесовой книги", кажется появление и последующее исчезновений этого манускрипта из неописанных фондов российских экспедиций начала XX в. в Восточный Туркестан. Вместе с тем, знакомство с описание схожей детективной истории обретения средневековых манускриптов (см. Дмитриева Л.В. Древнеуйгурские материалы (уйгурским письмом) в Институте востоковедения АН СССР // Страны и народы Востока. Вып. VIII. М., Изд-во Наука. 1969, С.223.) дают основания полагать, что это отнюдь не выдумка, а Лев Николаевич мог наткнулся на этот артефакт в 1949 г.

Согласно его первой научной работы опубликованной в открытой печати "Статуэтки воинов из Туюк-мазара", он изучал в 1949 г. фонды Государственного музея этнографии АН СССР. Они являлись частью коллекции турфанских вещей, купленных у кладоискателей на средства экспедиции академика Сергея Федоровича Ольденбурга (1863≈1934) российским консулом Николаем Николаевичем Коротковым (Кротков). Действительно, в 1909≈1910 и 1914≈1915 гг. Сергей Федорович руководил археологическими экспедициями в Восточный Туркестан, в ходе которых были найдены и описаны многочисленные памятники древней буддийской культуры. При этом предметы, нуждавшиеся в спасении и реставрации, были перевезены в Петербург, где пополнили коллекции Эрмитажа и Азиатского музея (затем ≈ Института востоковедения). Однако, Лев Николаевич знакомился с коллекцией в другом научном учреждении, поэтому можно предположить, что они были приобретены российскими чиновниками на средства другой экспедиции. Дело в том, что после Русско-Японской войны Генеральный Штаб организовывает географическую экспедицию в Китай в 1906≈1908 гг. во главе с Карлом Маннергеймом (1867≈1951). При подготовке эти экспедиций будущий президент Финляндии активно знакомился с фондами ... Музея антропологии и этнографии. А поскольку этой экспедицией привезено около 2000 древних манускриптов, извлеченных из песков Турфана, то вполне вероятно, что часть этой коллекции рукописей оказалась к 1949 г. в Государственном музеи этнографии АН СССР.

По воспоминаниям Льва Николаевича он "наткнулся на странный текст, написанный уйгурским алфавитом на языке, автору незнакомом". Поскольку ученый из восточных языков владел тюркским и персидским (западноиранским) языками, также нельзя относить этот текст ни к славянскому или романскому языку. Остаются языки Восточной и Южной Азии, скажем  санскрит, пали, китайский, тибетский, тангутский и древнемонгольские языки, либо малоизвестные наречия Срединной Азии, например, восточноиранские: согдийский, хотано-сакский либо тохарский, носители последнего уже в VIII-IX в.в. (времени появления уйгурского письма) ассимилировались тюрками-уйгурами. Вероятным переводчиком этого текста мог быть исследователь буддизма С. Ф. Ольденбург, который удачно занимался дешифровкой рукописей из Туркестана, содержавшими буддистскую тематику. Кроме того, Сергей Федорович стал первым публикатором текста на тохарском языке, относящегося к VI-VIII вв., но тот текст был записан особой разновидностью индийского слогового письма брахми.

Заметка 11 [141] (1 октября 2009 г.)

Воспоминания о Гумилёве

Со Львом Николаевичем Гумилевым наша многочисленная семья была знакома и дружна 30 лет с 1962 года, когда его впервые пригласил к нам в гости мой отец Юрий Константинович Ефремов ≈ географ, писатель и общественный деятель. Они с Гумилевым сошлись во взглядах по поводу большой роли природных факторов в судьбе этносов. Обсуждение этой темы продолжалось и у нас за обеденным столом ≈ ни папе, ни Льву Николаевичу не приходило в голову уединиться для этих бесед в кабинете, и мы были, конечно, счастливы слушать их искрометные диалоги, составляя таким образом некую аудиторию. Порою и мы рисковали задавать Льву Николаевичу вопросы, получая на них обстоятельные и чрезвычайно тактичные ответы, которые отметали саму возможность малейшего намека на нашу жутковатую историческую и религиозную безграмотность. Мы даже спорили иногда с Гумилевым, а он заботливо растолковывал нам детали дней давно минувших. И нам, казалось, что он жил в древнем Китае, где разъезжал с китайскими посольствами по Юго-Восточной Азии; что он десятилетия провел внутри крошечных западноевропейских королевств; что он лично присутствовал на Аравийской земле при появлении Магомета; и что, конечно, он протопал весь путь следом за Андреем Первозванным. Во всех его рассказах ощущался эффект присутствия на древних объектах. Говорят, что в археологических экспедициях за ним по степи ╚мелись╩ все участники работ ≈ настолько интересно он рассказывал (по ходу дела), почему направляет свои стопы в ту или другую сторону. Нам он говорил, что в голой степи он чувствует по едва уловимым признакам, где здесь проходили дороги и где были древние поселения.

Лев Николаевич бывал у нас по два, три, четыре раза в год, и каждый раз его посещение было для всех праздником души. И сейчас воспоминания о тех днях и вечерах доставляют некую торжественную радость, будто вы открываете шкатулку, а там лежат сияющие, таинственные жемчужины необыкновенной красоты.

У нас дома, благодаря Олегу Васильевичу Волкову и Евгению Андреевичу Тимошенко, Лев Николаевич познакомился с Игорем Ростиславовичем Шафаревичем. Легко себе представить, какими стали наши вечерние ╚посиделки╩. Разговаривали два гения, и нельзя сказать, что кто-то мог при этом соскучиться. Мы же чирикали вокруг, как воробьи, старались состряпать что-нибудь повкуснее, а духовную пищу подавали они ≈ ╚на третье╩. Ах, это были незабываемые встречи, а мы жутко гордились внутри себя, что те выводы, к которым семья пришла независимо, не противоречат мыслям замечательных людей.

Когда в 1991 году Россия распалась и добровольно потеряла треть своих территорий, Лев Николаевич сказал, что он этой ╚фазы╩ не переживет. И не пережил. Хотя энергии, любви к жизни, веселья и нежности к жене Наталье Викторовне было еще так много!

Рассуждая о возрасте этносов, он говорил, что погибнуть этнос может, как и отдельный человек, в любом возрасте, если кирпич на голову упадет. Приводил примеры. И хотя Лев Николаевич прожил чуть больше восьми десятков (т. е., в общем, совсем немало), его друзьям, и нам в том числе, все кажется до сих пор, что (если бы не этот проклятый кирпич) он мог бы еще пожить на радость людям.

Анна Георгиевна Ефремова

Заметка 12 [142] (19 декабря 2009 г.)

Вершина в Алтайских горах носит имя Льва Гумилева

В 2002 г. Фонд исследований по истории Евразии имени князя Александра Невского под рук. Чингиса Айтматова в канун 90-летия юбилея Л. Н. Гумилева организовал на Алтай экспедицию "Россия-Евразия-2002".

12 августа альпинисты во главе с легендарным советским альпинистом М. М. Туркевичем совершили восхождение в передовом хребте горного узла Би-шиирду, центральной части Северо-Чуйских белков (хребта), находящегося в центре Алтайского заповедника (вершина Куркурек 3982 м). Это водораздел реки Чуя (протекает на севере от хребта) и истоки его левых притоков ≈ рек Акт(у)ру и Маашей (Можой). Хребет сложен глинистыми сланцами, песчаниками, известняками, метаморфическими породами. Преобладает глубоко расчленённый рельеф. На склонах до высоты 2200≈2400 м располагается лиственнично-кедровая тайга, выше - альпийские луга, тундры.

В честь юбилея ученого безымянная вершина, находящаяся в Кош-Агачском районе Республики Алтай, вблизи границ России и Китая, Монголии и Казахстана, своими очертаниями напоминающая Эльбрус, была названа ╚пик 90-летия Л. Н. Гумилева╩. Выход на пик возможен от села Курай по р. Актуру, р Корумду,  р. Куркурек, затем левый приток реки Куркурек. Пик 90-летия Л. Н. Гумилева с координатами 50╟ 8' 24" С.Ш. и 87╟39'50" В.Д.  (G) имеет высоту 3520.1 м.

пик 90-летия Л. Н. Гумилёва, 3520 м
Горный узел Би-шиирду в центральной части Северо-Чуйских белков (хребта), вид на юго-запад с оз. Джангысколь в урощ. Ештыкель. Фото itumkale, 2009.

По сообщениям прессы, название активно употребляется туристами, а сам пик включен в перечень классифицированных и эталонных туристских спортивных маршрутов Туристско-спортивного союза России. Теперь имя Льва Гумилева навечно связано с Золотыми горами (Алтаем).

Памятный знак на пике высотой 3520 м вблизи вершины Куркурек, установленный 12 августа 2002 г. экспедицией "Россия-Евразия- 2002", под рук. заслуженного мастера спорта СССР по альпинизму М. М. Туркевича (1953≈2003).

Этот регион Евразии неоднократно становился объектом исследований ученого в его исторических трудах - ╚Изменения климата и миграции кочевников╩, ╚История народа Хунну╩, ╚Древние тюрки╩ и многих др.

eboard091 Карта. Горный Алтай в СНГ (237 KB) eboard101 Горный Алтай. Маршрут восхождения на пик 90-летия Л. Н. Гумилёва (469 KB)

В 1948 году ученый работал в Улаганском районе республики Алтай в Горно-Алтайской археологической экспедиции Государственного Эрмитажа под руководством С. И. Руденко (1885-1969) на раскопках знаменитых Пазырыкских курганов юэчжей, а также исследовал тюркские могильники и балбалы на старом русле р. Башкаус и правом берегу р. Улага от места впадения в него р. Балыктыюл до урочища Пазырык. Искусству и культуре кочевых народов Алтая VI-IV вв. до н.э. в Эрмитаже посвящена экспозиция, на которой представлен уникальный комплекс археологических находок, открытых в 1949-1950 гг.

Л. Н. Гумилев хорошо знал Алтайские горы. В своем историко-археологическом исследовании 1959 г. ╚Алтайская ветвь тюрок-тугю╩, опираясь на знание географии местности, ученый раскрыл историческую канву этногенеза ветви тюрок, для которых Алтайские горы стали убежищем. ╚Горные долины, отделенные друг от друга высокими перевалами, представляют собой естественные тайники, где можно укрыться от любого врага. Но на Алтае скотоводство возможно лишь по степным склонам долин, а их не так уж много╩. Климат нагорий Алтая напоминал ему климат заполярья, знакомый по Норильлагу. ╚Народ <тюрок> должен был приспособляться к новому типу хозяйства, которое ┘ обеспечивало его значительно хуже, чем прежнее. Не меньшей затраты сил требовала борьба с природными условиями алтайского нагорья, столь же суровыми, как и климат сибирского заполярья╩.

А в своей научной работе, посвященной этногенезу народов Евразии - ╚Тысячелетие вокруг Каспия╩ Л. Н. Гумилев так поэтично описал столь любимые им Алтайские горы: ╚Склоны этих гор одно из красивейших мест Земли, и неудивительно, что обитатели Алтая мало похожи по культуре, быту и историческим судьбам на жителей степи.

По отношению к степным соседям Алтай ≈ крепость, эргене кун (крутой скат), где при любых переменах вокруг можно отсидеться, не сдаваясь противнику. Пищи там достаточно. Для скота есть прекрасные пастбища ≈ склоны южной экспозиции, выжженные солнцем, а для охоты ≈ склоны северной экспозиции, поросшие лесом, так как солнечные лучи только скользят по ним, не иссушая почву и не сжигая растения. В чистых речках много рыбы, на опушках леса ≈ птицы. Короче говоря, Алтай самое благоприятное место для сохранения культуры, даже зародившейся в совсем других местах; потому так богата и разнообразна археология Алтая╩.

Эта страница была последний раз обновлена 19.01.11

 

<< ] Начала Этногенеза ] Оглавление ] >> ]

Top