Труды Льва Гумилёва АнналыВведение Исторические карты Поиск Дискуссия   ? / !     @

Реклама в Интернет

Редколлегия

Совместный проект Создателей сайта и общественной организации "Фонд Л.Н. Гумилёва". По просьбе наших посетителей, на этой странице будут публиковаться заметки, освещающие важнейшие материалы помещаемые на сайте.

Заметка 1 [16] (14 января 2000 г.)

После полугодового ожидания мы начали публикацию материалов 3-х Гумилёвских чтениях  (1999 г.), традиционно проводящихся в г. Москве. К сожалению по целому ряду субъективных причин мы не смог ли сделать этого раньше, как обещали нашим читателям. Первыми на сайте опубликованы две довольно интересные работы.

Доклад Кара-Мурза С.Г. Объект изучения Л.Н.Гумилёва - традиционное общество в котором Сергей Георгиевич, по образованию химик (доктор хим. наук), но с 1968 г. занимающийся методологией науки и системным анализом, исследует западную литературу по вопросу этничности. И также как Л.Н. Гумилёв, Кара-Мурза показывает, что для западноевропейца проявление этничности равнозначно проявлению отсталости, дикости, нецивилизованности. Оставаясь на коммунистических позициях автор приходит к интересной мысле о том, что по-видимому этнические процессы оказывают влияние на форму "сосуда", т.е. социальных институтов.

Заметка 2[17] (3 марта 2000 г.)

3 марта именины Льва Николаевича Гумилёва. Своим святым-покровителем ученый считал Льва Первого (Великого), который был понтификом 440-461 гг. и почитается наряду со Святым Георгием I как наиболее выдающийся римский папа первых веков Христианства. 3 марта (18 февраля по старому стилю) Русская Православная церковь отмечает его день. Когда в середине V века Северная Италия была опустошена Аттилой Лев лично встречался с предводителем гуннов, предотвратив его поход на Рим. По просьбе императора, Лев, сопровождаемый римскими консулом и префектом, отправился 452 г. в Северную Италии и встретил Аттилу в местечке Минчио близи Мантуи, получив от него обещание, что он покинет Италию и заключит мир с императором. Лев Николаевич считал этого римского папу первым исследователем гуннов.

Но эту заметку мы посвящаем другому предтечи ученого -  Трубецкого Николая Сергеевича (1890-1938) - одного из наиболее универсальных мыслителей русского зарубежья, крупнейшего лингвиста, филолога, историка, философа и политолога.  После эмиграции в 1920 году Николай Сергеевич переезжает в Болгарию, и начинает научно-преподавательскую деятельность в Софийском университете в качестве профессора. В этом же году он выпускает свой известный труд "Европа и человечество", вплотную подводящий его к выработке евразийской идеологии. В дальнейшем деятельность Н.Трубецкого развивалась по двум направлениям: 1) сугубо научная, посвященная филологическим и лингвистическим проблемам (работа Пражского кружка, сделавшегося центром мировой фонологии, затем годы исследований в Вене), 2) культурно-идеологическая, связанная с участием в евразийском движении. Н.Трубецкой сближается с П.Н.Савицким, П.П.Сувчинским, Г.В.Флоровским, публикуется в "Евразийских временниках" и "хрониках", периодически выступает с докладами в различных городах Европы. В разработке евразийских идей к основным заслугам Н.Трубецкого можно отнести его концепцию "верхов" и "низов" русской культуры, доктрину "истинного национализма" и "русского самопознания".

Прочитав работы князя Н.С. Трубецкого можно убедится, что задолго до открытия системологии, авторство которой приписали американскому биологу Л. Берталанфи, он использовал ее постулаты в своей практике как лингвист, этнограф и философ. Особенно важны две его работы: "К проблеме русского самопознания" и "Об истинном и ложном национализме", в которых он подвергает критике укоренившийся в нашем сознании "европоцентризм". Теперь мы можем предложить Вашему вниманию статью "О туранском элементе в русской культуре", впервые напечатанную в сборнике "Евразийский временник", книга IV в Берлине в 1925 году, а также работу Л.Н. Гумилёва "Историко-философские сочинения князя Н.С. Трубецкого", опубликованную в качестве предисловия к сборнику сочинений Н.С. Трубецкого в начале девяностых годов.

Заметка 3[18] (2 апреля 2000 г.)

В канун второй годовщины со дня создания сайта первую страницу посетил 50-тысячный посетитель, а всего за это время читателями сайта стали более 100 тысяч посетителей. Всего за пару лет силами нескольких человек, одержимых идеей популяризации этнологических исследований в этногенетической парадигме, в Рунете был создан этот сайт. И теперь можно сказать, что наш ресурс стал поистине самым обширным собранием российского ученого, собрав практически все его крупные труды и большинство ключевых для научной деятельности статей Льва Николаевича. А теперь мы начинаем публикацию последней крупной научной работы Л.Н. Гумилёва - "Тысячелетия вокруг Каспия", впервые увидевшую свет в качестве отдельного издания во многомятежном и кровавом Баку в издательстве "Азернешр" в 1990 г.

Эта историко-географическая монография построена на дефинициях этнологии, опубликованных в трактате "Этногенез и биосфера Земли" (Л., из-во Ленинградского университета, 1989 г.). Это будет уже не продолжение изложенной концепции, а этнологическое исследование ойкумены Евразии за 1500 лет с III в. до н.э. по XII в. н.э., в котором судьба Хазарского каганата, которому были посвящены предыдущие публикации Льва Николаевича на нашем сайте, лишь кусочек мозаичного панно. Выбор сюжета подсказан возможностью обозреть из одной точки историю ойкумены и этногенез древних этносов Великой степи в эпоху, когда этнические процессы были начаты и закончены, после чего наступило обновление - новый, еще не законченный виток этногенеза.

Наиболее репрезентативной в этом труде оказалась история хуннов и гуннов, древних тюрок и уйгуров, огузов и кимаков, недостаточно освещенная во Всемирной истории и палеогеографии исторической эпохи. Окрестные регионы: Китай, Ближний Восток, Византия и Европа - являются как бы рамкой, обрамляющей картину - тюрко-монгольскую степь.

Заметка 4[19] (28 апреля 2000 г.)

Вышел в свет первый номер интернет-журнала "Евразийский Вестник" (http://www.e-journal.ru главный редактор - И.С.Шишкин). Цель журнала - развитие и пропаганда евразийства, основанного на учении Л.Н.Гумилёва, как теоретической базы национально-государственной идеологии самобытного развития России; содействие интеграционным процессам и взаимопониманию между народами Евразии. Журнал создается в тесном взаимодействии с редколлегией сайта. Приглашаем к сотрудничеству всех читателей и авторов сайта.

В последнее время о евразийстве много говорят и пишут, нередко вкладывая в это понятие различный, порой диаметрально противоположный, смысл. С нашей точки зрения, сущность евразийства очень точно раскрывает древняя мудрость - познай самого себя, будь самим собой. Мы рассматриваем евразийство, во-первых, как теорию познания природы народов, а, во-вторых, как идеологию их самобытного развития. Поэтому в разделах "Евразийская мысль" и "Наследие" будут публиковаться работы авторов независимо от их отношения к евразийскому движению первой половины ХХ века и, тем более, к современному "евразийству". Основное внимание в данных разделах мы сосредоточим на освещении следующих вопросов:

  • Евразия - как географическая, историческая и этнокультурная целостность;
  • российский этап развития евразийской цивилизации;
  • Россия и Запад;
  • российская государственность;
  • русский вопрос;
  • проблемы этнокультурного контакта между евразийскими народами.

В рубриках "Союз Белоруссии и России" и "Ближнее зарубежье. Соотечественники" будут освещаться интеграционные процессы на пост советском пространстве, положение наших соотечественников в новых неза-висимых государствах. Особое внимание мы уделим процессу строительства Союзного государства - первому шагу на пути возрождения России в качестве великой евразийской державы.

В разделе "Культура" мы предполагаем обсуждать насущные проблемы национального и интернационального в культуре, проблемы массовой культуры. В рубриках отдела будут следовать сообщения о событиях в жизни музеев и библиотек, научных конференциях, книжных новинках; не обойдем мы вниманием и проблемы религии, роль которой возросла в нашей жизни. Конечно, обсуждение проблем культуры невозможно без об-ращения к прошлому.

Рубрика "Люди и время" посвящена тем, кто творит историю, определяет "цвет времени" - людям России: государственным деятелям и скромным подвижникам, воинам и ученым, героям и "злодеям". Именно в судьбах людей, в их деяниях, как в капле воды, отражается история народа, история страны.

"Евразийский Вестник" - журнал ежемесячный, однако, с учетом специфики интернета в течение месяца все разделы будут пополняться новыми статьями, а рубрики "Новости", "Российские СМИ о СНГ", "Иностранные СМИ о СНГ" и "Обзор событий" будут обновляться ежедневно. Для удобства читателей и авторов, в конце каждого месяца планируется издавать печатный вариант журнала и публиковать в нем все статьи каждого номера.

Проект завершил свою деятельность в 2004 г. и был закрыт в 2006 г.

Заметка 5[20] (31 мая 2000 г.)

Помещенную статью В. А. Мичурина "Воссоздание Российской государственности" можно смело отнести к дискуссионным материалам и приглашаем всех желающих к ее обсуждению. Автор полагает, что Российский суперэтнос находится сейчас в конеце фазы надлома. От определения фазы или хотя бы попыток этого определения будет зависит успех прогноза. Хотя она была написана еще в конце 1999 г., а опубликована в журнале "Новая Россия"  в первом номере за 2000 г, она приобрела новую актуальность летом того же года, когда новый российским президент начал осуществлять свои (!?) переустройства российской политической жизни. Автор предлагает отказаться от псевдо-демократических выборов, передав управление в руки сословия высших чиновников, надзирать над которыми будут специально созданные органы.

Многие из идей в статье В.А. Мичурина перекликаются с теми предложениями, который раздаются с разных фронтов российского общества. Причем не только с левого, но даже и правого, см. статью Бориса Надеждина "Наша Федерация по смыслу - не договорная".

Краткая справка: Мичурин Владимир Аскольдович, выпускник географического факультета ЛГУ, аспирант К.П. Иванова (1953-1992) и ученик Л.Н. Гумилёва. Ему не удалось закончить аспирантуру и получить ученую степень и до 2001 г. работал в Федеральной миграционной службе в г. Санкт-Петербурге.

Заметка 6[21] (14 июня 2000 г.)

Ермолаев Вячеслав Юрьевич, ученик и по сути единственный аспирант Л.Н.Гумилёва (К.П. Иванов, который защищался в восьмидесятые годы, был вынужден указать в своей диссертации в качестве научного руководителя не Льва Николаевича, а другого человека), имеет множество публикаций по проблемам этногенеза. В 1990 г. защитил в Ленинградском Государственном Универсистете кандидатскую диссертацию на тему "Энтогенез и социальная география городов России" по специальности 11.00.02  "Экономическая, социальная и политическая география". В настоящее время работает коммерческим директором на одном из крупных предприятий легкой промышленности г. Санкт-Петербурга.

Наша очередная заметка посвящена новым работам В. Ю. Ермолаева, которые были ранее опубликованы в новом общественно-политическом журнале "Дети фельдмаршала", имеющем цель давать стретегические оценки российской политике. Мы опубликовали статью "От Ельцина к Тиберию: по ту сторону исторических аналогий", посвященному анализу того на какой отрезке этнической истории находится сейчас Российский суперэтнос, две другие: "Украина - Россия: исчезнувшее единство" и "Грузинские коллизии: что дальше?", исследуют проблему взаимоотношений России и стран СНГ с позиций анализа комплементарностей и фазы развития этногенеза, которые переживают каждые из государствообразующих этносов этих стран.

Заметка 7[22] (7 июля 2000 г.)

Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) естествоиспытатель, философ, социолог. Родился в с. Оберец Орловской губернии. Получил степень магистра ботаники на естественном факультете Петербургского университета. Примкнул к кружку Пеграшевского и за принадлежность к нему был посажен на сто дней заключения в Петропавловской крепости. Начиная с 1853 г. неоднократно направлялся в экспедиции по изучению состояния рыбных запасов в различных регионах России. Войдя в состав Совета Министров государственных имуществ, принял активное участие в выработке законов, которые регулировали состояние рыбных богатств страны вплоть до начала XX в. Основной труд "Россия и Европа" был завершен в 1869 г. В нем он разработал ставшую впоследствии знаменитой теорию культурно-исторических типов. Культурно-исторический тип - это целостная система, определяемая культурными, психологическими и иными факторами, присущими народу или совокупности близких по духу и языку народов. Данилевский выделяет ряд культурно-исторических типов, таких как египетский, китайский, ассиро-вавилонский, еврейский, греческий, римский и др. Некоторые из них завершили свое существование, другие находятся в одной из фаз своего развития.

Особое внимание Данилевский уделяет романо-германскому (западноевропейскому суперэтносу) и славянскому (евразийскому суперэтносу) типам. Последний еще находится в стадии формирования. По Данилевскому, отнюдь не обязательно, чтобы все страны и народы проходили в своем развитии одни и те же этапы срциального развития, например, рабовладение, феодализм, капитализм и т. п. В этом смысле единой истории человечества не существует, а есть история возникновения, развития и упадка отдельных культурно-исторических типов. История человечества складывается из своеобразной истории отдельных культурно-исторических типов. Представление же о единых для всего мира стадиях развития, по Данилевскому, есть неправомерный перенос особенностей истории Западной Европы на весь мир.

Историческую миссию России он видил в заботе о сохранении и развитии славянского культурно-исторического типа. Западная Европа враждебна России и славянству, поэтому необходимо крепить солидарность славянских народов в борьбе со стремлением Запада уничтожить, подчинить или ассимилировать славян. Книга Данилевского, переизданная несколько раз после его смерти его другом издателем Н. Страховым, вызвала оживленную дискуссию. К числу наиболее яростных критиков концепции Данилевского принадлежал Вл. Соловьев. Концепция культурно-исторических типов явилась предшественницей концепции локальных цивилизаций, разработанной в XX в. О.Шпенглером и А.Тойнби, а позже Л.Н. Гумилёвым.

Заметка 8[23] (26 июля 2000 г.)

Вечером 17 июля 2000 г. умер Президент Русского Географического общества, зам. Президента Фонда Л.Н. Гумилёва, доктор географических наук, профессор кафедры экономической географии и социальной экологии факультета географии и геоэкологии и член Ученого Совета Санкт-Петербургского Государственного Университета Сергей Борисович Лавров (26.V.1928-17.VII.2000).

Незадолго до смерти Сергею Борисовичу удалось написал первую полную биографию Л.Н. Гумилёва - "Лев Гумилёв. Судьба и идеи". М.: Сварог и К., 2000. 408 с.+9с. илл. ISBN 5-93070-020-6. Объем 13 п.л. Тираж 7000 экз.

В аннотации сказано - "Книга профессора С.Б.Лаврова представляет первую биографию выдающегося ученого и замечательного человека - Л.Н.Гумилёва. В ней сделана попытка показать этапы нелегкого жизненного пути Льва Николаевича в единстве со становлением его научных взглядов. Автор, проработавший с Л.Н.Гумилёвым около тридцати лет и бывший с ним в дружеских отношениях, долгие годы собирал всевозможные материалы о своем герое: начиная от газетных статей и кончая уникальными документами, хранящимися в личных архивах. В результате возникла книга, написанная интересно, глубоко, острополемически. Книга была прочитана вдовой Л.Н. Гумилёва - Натальей Викторовной и одобрена ею". От редколлегии добавим, что книга эта тоже в определенной степени героический шаг, так как Сергей Борисович несколько лет назад перенес операцию по удалению раковой опухоли горла, остался без голоса, но смог собраться и написать эту книгу. В книгу помещены не только воспоминания, но и дана отповедь и А. Янову и Бжезинскому и др. хулителям Л.Н. и евразийства. Автор делится своими сомнениями по поводу некоторых идей теории этногенеза и его бесед с Л.Н., возможно это поможет вашим вечным дискуcсантам и скептикам, посещающим наш сайт.

В настоящее время книга продается во всех крупных книжных магазинах России. Можно ее купить и через Интернет.

Заметка 9[24] (2 октября 2000 г.)

В одной из последних своих работ - "Черная легенда", находясь в тесных рамкам советской исторической науки Л.Н.Гумилёв первым выступил с изложением "евразийской" точки зрения на проблему татаро-монгольского ига, доказывая с фактами в руках, что в истории России никакого ига не было и быть не могло.

И все же, на наш взгляд, абсолютно несправедливо и неправомерно сводить роль Л.Н.Гумилёва в борьбе с "черной легендой" исключительно к проповеди "евразийских" взглядов на историю взаимоотношений Руси и Великой степи. Меньше всего Л.Н.Гумилёв был эпигоном. "Последний евразиец" творчески синтезировал "евразийские" "предчувствия и свершения" с результатами своих собственных полувековых трудов по изучению этнической истории Великой степи и таким образом превратил собственно "евразийство" из социально-культурологической утопии начала XX века в достаточно обоснованную научную доктрину конца нашего столетия.

Творческий синтез "евразийства" в его наиболее истинных и оправданных положениях, системного подхода в версии Афон Берталанфи, учения В.И.Вернадского о биогеохимической энергии живого вещества биосферы и, наконец, материалы собственных историографических работ по Великой степи позволили Л.Н.Гумилёву совершить качественный прорыв в отечественной науке о человеке. В середине 70-х годов он создает целостную, непротиворечивую пассионарную теорию этногенеза, в основе которой лежит представление об этносе как о биосферном, несоциальном феномене человеческого поведения.

Тогда-то и получила объяснение природа возникновения "черной легенды". Оказалось, что "...неявное отождествление в глазах не только средневековых европейцев, но и китайцев, - народов России и Монголии, сливавшихся для них в нечто целое, хотя и раздробленное и неосязаемое" есть вполне закономерное с точки зрения теории этногенеза явление. Оно лишь частный случай проявления поведенческой реальности суперэтноса Евразии-России. "Ведь даже в Париже, в школе восточных языков, фигурировал русский, и выражение "поскреби русского и найдешь татарина" было как бы не требующим доказательств". Следовательно, то "...отношение к России, которое в странах Западной Европы считалось вполне естественным и даже единственно возможным: недоброжелательное и несколько пренебрежительное", представляет собой естественное следствие отрицательной комплиментарности между двумя суперэтносами - Западной Европой и Россией-Евразией.

Заметка 10[25] (12 октября 2000 г.)

На страницах сайта продолжается публикация работ евразийцев - ученых и общественных деятелей 20-30-х годов XX в.

Судьба евразийства достойна всяческого удивления. В 1921 году в Софии был опубликован сборник "Исход к Востоку" с интригующим подзаголовком "Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев". Его авторами были П.Н. Савицкий (1895-1968), П.П.Сувчинский (1892-1985), Н.С. Трубецкой (1890-1938) и Г.В. Флоровский (1893-1979) поместивших в нем десять статей. За ним последовали многочисленные статьи и книги, вызвавшие горячее одобрение одних и яростную критику других. Оглядываясь на путь, пройденный евразийцами, обращаешь внимание не столько на программные разногласия, сколько на необычайно высокий интеллектуальный уровень полемики вокруг их идей. Были и тогда перебранки, обвинения в непорядочности и прочие оскорбительные выпады, но по прошествии десятилетий всего заметней не колкости, а серьезность обсуждавшихся вопросов и образованность участников. Было с кем и о чем спорить. Притягательность евразийской доктрины в наши дни в значительной мере объясняется именно личной талантливостью евразийцев, которые и на страницах популярных журналов оставались большими учеными. Увял со временем лишь эстет Сувчинский, но статьи Трубецкого, Савицкого и Флоровского ≈ и сегодня захватывающее чтение. (Флоровский впоследствии отошел от евразийства, посвятив себя патристическому и византийскому богословию IV-VIII вв. и истории русского религиозного сознания).

Серия публикаций появляющаяся в октябре-ноябре включает в себя научные работы Павла Николаевича Савицкого (1895-1968) - географа, историка, одного из основоположников евразийского движения. Работы профессора П.Н. Савицкого оказали непосредственное влияние на Л.Н.Гумилёва, с которым он был лично знаком и поддерживал переписку до своей смерти. Очередными работами опубликованными на сайте будут краткая биография историка и "Геополитические заметки по русской истории" (1927).

Заметка 11[26] (10 ноября 2000 г.)

Продолжается публикация вершины творчества Вернадского Георгия Владимировича (1888-1973), выдающегося русского историка, сына известного ученого В.И. Вернадского (1863-1945) - пятитомного труда "История России", написанного в период с 1943 по 1969 год.

Во время гражданской войны Г. Вернадский вместе со своей женой Ниной Владимировной покидает столицу и переезжает вначале в Пермь (в 1918-1920 годах он работает профессором истории во вновь открытом пермском университете), а затем в Таврическом университете в Симферополе. В течение нескольких месяцев возглавлял отдел печати в правительстве генерала Врангеля.

После эвакуации из Крыма Г. Вернадский около года прожил в Афинах, где изучал в архивах источники по византийской истории, а затем переехал в Прагу, где получил должность профессора истории русского права на русском юридическом факультете. В Праге Г. Вернадский близко сходится со знаменитым историком и археологом Н.П. Кондаковым (он принимал деятельное участие в работе так называемого "кондаковского института"), пишет многочисленные статьи и брошюры на исторические темы и начинает сближаться с евразийским движением.

В 1927 году Г.В. Вернадский получает приглашение занять, должность научного сотрудника по русской истории в Йельском университете. Поскольку шумные политические процессы вокруг евразийства и диспуты, популярные в русском зарубежье, давно тяготили его, то предложение было принято и он поселился в Нью-Хэйвене. Здесь он вел преподавательскую и научно-исследовательскую работу, пишел труды, прославившие его имя во всем мире.

Продолжит публикацию в проекте "Анналы" четвертый том историка-евразийца "Россия в средние века" (1958), хронологически охватывающем XV-XVI века. Подъем Москвы как центра новой России, а в дальнейшем - могучей Российской империи, начался в монгольский период, и освобождение ее от монгольского владычества в середине XV века освободило путь для объединения и дальнейшего развития Московского государства. Первой ступенью возвеличивания Москвы стало объединение Великой Руси благодаря усилиям Ивана III и Василия III. Второй - также сообразно с программой Ивана III - было установление контроля над Западной Русью (Белоруссией и Украиной). Чтобы достичь этого, Москве пришлось пойти на конфликт с Польшей, последствия которого ощутимы даже в настоящее время. Публикация сопровождена 8 картами.

Заметка 12[27] (23 ноября 2000 г.)

В настоящее время существует множество различных мнений по вопросам о естественных формах этносов Восточной Европы. Хотя наличие нескольких крупных этносов на территории Восточной Европы не вызывает сомнений, но при попытках выявить конкретную структуру суперэтноса на различных этапах его существования, немедленно возникает множество разночтений одних и тех же событий и явлений. Это показывает сложный характер эволюции суперэтноса и одновременно ставит задачу изучения причин этой сложности. Общим недостатком многих работ является недостаточная теоретическая база, используемая для описания эволюции этносов Восточной Европы. Непонятно: какие явления надлежит использовать при объяснении этнических феноменов, а какими можно пренебречь. В связи с этим становится важным определение именно круга явлений, оказывавших влияние на этническую эволюцию этого региона.

У Восточной Европы есть два ярких географических свойства. Во первых, в ландшафтном отношении Восточная Европа чрезвычайно разнообразна: от влажного климата Прибалтики и Молдавии до резко континентального Приуралья и от тундры на севере до полупустынь на юге, множество оазисов и проч., а во вторых, особенностью Восточной Европы является зависимость физико-географических регионов на ее территории от способа увлажнения атлантической влагой. За последнюю тысячу лет Восточная Европа несколько раз испытывала изменение климатических условий, приводивших к изменению как самих ландшафтов, так и их границ. Впервые исследование влияния этого явления на этногенезы было проведено Л.Н. Гумилевым на примере кочевых этносов внутренней Евразии. Им было показано, что без учета изменений климатических условий невозможно достичь правильного понимания эволюции кочевых этносов. Это привело к необходимости детальной разработки вопроса о взаимосвязи изменения климатических условий и этногенезов, а также к необходимости обязательного учета такой взаимосвязи при исследовании эволюции этносов, адаптированных к изменяющимся ландшафтам.

Именно этой теме посвящена очередная статья Сергея Вязкова ("ИРАН") "К вопросу о влиянии изменения климата на этногенез на примере этносов Восточной Европы", опубликованная в разделе для дискуссионного обсуждения.

Заметка 13[28] (4 декабря 2000 г.)

Редколлегия продолжает свою работу по публикации работ Л.Н. Гумилева. Поскольку все крупные опубликованные научные труды ученого уже нашли свое место на этом сайте наши усилия будут направлены на поиск и публикацию на Сети как малоизвестных работ, опубликованных в 60-70-х годах в журналах и сборниках, так и на подготовку публикации в электронном виде ранее неопубликованных работ и отдельных глав из ранее публиковавшихся работ.

Эта длительная и кропотливая работа начинается с публикации малоизвестной работы написанной в соавторстве с А.А. Алексиным - "Каспий, климат и кочевники". Эта работа одна из нескольких написанных совместно с Александром Александровичем Алексиным - докладом на Отделении этнографии Географического общества "Палеогеография Волжской Хазарии и изменения климата за исторический период" и статьи "Хазарская Атлантида" (1962).

А. А. Алексин был горным инженером-практиком и конце 50-х - 60-х годах он руководил отрядом Южной геологической экспедиции Академии наук, исследовавшего неотектонику нефтеносных районов прикаспийских степей и изучил большую часть дельты Волги и степи вокруг Каспийского побережья. Подробнее о совместной работе двух исследователей можно прочесть в увлекательной книге Л.Н. Гумилева "Открытие Хазарии".

Опубликованная статья впервые увидела свет в сборнике "Труды общества истории, археологии и этнографии", изданном в Казанском государственном университете им. В. И. Ульянова-Ленина  в 1963 году - T. I (36). - С. 41-55. Однако в том же году том "Трудов ..." были изъяты и уничтожены, так как статья содержала неправильные мысли об отношениях с Китаем, шедшие в разрез с тогдашним официальным мнением (Н.С. Хрущева). И лишь через тридцать с лишним лет ее вновь опубликовали в Казани в журнале Института истории Академии наук Татарстана "Татарская археология" в 1997 г. в No 1. Электронный текст впервые появился в Интернете на страницах "Евразийского вестника". Многие ее положения вошли позже в классические работы ученого, и в частности, "Гетерохронность увлажнения Евразии в древности" и "Гетерохронность увлажнения Евразии в Средние века" (1966).

Заметка 14[29] (22 декабря 2000 г.)

Последняя заметка уходящего века посвящена Президенту Фонда Л.Н. Гумилева академику РАН А. М. Панченко. Александр Михайлович родился 25 февраля 1937 г. в г. Ленинграде в семье научных работников (умер 29 мая 2002 г. в г. Санкт-Петербурге).

В 1953 году поступил на филологический факультет Ленинградского государственного университета, где учился одновременно на двух отделениях - чешском и русском. В 1957 году был направлен на учебу в Карлов университет (Чехословакия), который окончил в 1958 году и поступил в аспирантуру ИРЛИ. Работал в ИРЛИ младшим, старшим, ведущим научным сотрудником, с 1978 года - заведующим сектором по изучению литературы XVIII века, с 1988 года - заведующим отделом новой русской литературы ИРЛИ. В 1964 году защитил кандидатскую диссертацию по чешско-русским литературным связям XVII века, в 1973 году - докторскую диссертацию по русской стихотворной культуре XVII века.

Автор научных трудов по проблемам древнерусской литературы ("Смеховой мир древней Руси", 1976, в соавторстве с академиком Д.С. Лихачевым), по русской культуре XVIII века ("Русская культура в канун Петровских реформ", 1984), книги "Чтобы свеча не погасла" (1990), написанной в соавторстве с Л.Н. Гумилевым, и многих других исследований, затрагивающих сложные и спорные вопросы истории, литературы, культуры, особенно в переломные периоды. Занимался археографией, собиранием древнерусских рукописей. Многие книги и статьи переведены в Болгарии, Венгрии, Польше, Чехословакии, Италии, Англии, Германии и Японии. Вел и ведет преподавательскую работу в вузах Санкт-Петербурга и стран Европы. Автор историко-литературных фильмов и телепередач.

Академик РАН по Секции гуманитарных и общественных наук (русская литература) с 7 декабря 1991 г., лауреат Государственной премии РФ (1995), Президент Фонда Л.Н. Гумилева. На сайте создан раздел работ А.М. Панченко, куда помещено очередное интервью ученого.

 

Эта страница была последний раз обновлена 21.02.08

<< ] Начала Этногенеза ] Оглавление ] >> ]

Top