Труды Льва Гумилёва АнналыВведение Исторические карты Поиск Дискуссия   ? / !     @

Реклама в Интернет

История хазар

4. Утигуры и кутригуры

М. И. Артамонов

Под редакцией и с примечаниями Л. Н. Гумилёва

В то время, как в юго-восточном углу европейских степей хозяйничали угорские племена, на западе степной полосы выступают болгары. Первое появление их на исторической арене, если не считать недостоверного упоминания в одном хронографе 354 г. [+1] и анахронистического сообщения о них армянского историка Моисея Хоренского в связи с событиями II в. до н. э. [+2], относится к началу V в., когда жил первый из известных по имени лангобардских королей. По рассказу лангобардского историка Павла Диакона, болгары неожиданно напали на лангобардов, убили их короля Агельмунда и взяли в плен его единственную дочь. Наследник Агельмунда Ламискон хотел отомстить врагам, но при первой же встрече с болгарами лангобарды бежали [+3].

В то время, к которому относятся описанные события, гунны еще только утверждались в Паннонии. Болгары, если только упоминание их и в данном случае не является вполне возможным анахронизмом, могли оказаться на границе с лангобардами только в составе гуннской орды.{79} Это имя, следовательно, может быть и наименованием особого племени и синонимом названия гунны.

В последней четверти V в., когда гунны были уже изгнаны из Паннонии и кочевали в степях Причерноморья, Восточно-Римская империя испытывала сильную угрозу со стороны готов, находившихся на ее территории. В Эпире они действовали под началом Теодориха, сына Теодемира, а во Фракии во главе готов стоял Теодорих, сын Триария. Император Зенон (474≈491 гг.) призвал против них болгар, но в сражении с готами Теодориха, сына Триария, болгары были побеждены и готы достигли самого Константинополя (481 г.) [+4]. Имеются сведения о столкновении болгар с Теодорихом, сыном Теодемира, вероятно, в 487 г., когда и этот Теодорих достиг стен Константинополя. Во время переселения готов в Италию в 488 г. болгары выступили против них вместе с гепидами. В битве на р. Саве погиб болгарский вождь Бузан [+5].

В конце V в. союзные отношения между болгарами и Византией по неизвестной нам причине были порваны; в 499 г. болгары вторглись во Фракию и опустошили ее; византийское войско под начальством Ариста было при этом разгромлено [+6]. В 502 г. болгары, не встречая сопротивления, дошли до Иллирика [+7]. В 504 г. мы опять видим болгар, неудачно действующих против готов, захвативших у гепидов город Сир-мий [+8]. В то же время болгары наряду с другими варварами, среди которых появляются и славяне, опустошают Балканский полуостров [+9]. Не имея возможности воспрепятствовать набегам варваров, император Анастасий (491≈518 гг.) соорудил около 512 г. для защиты столицы известную ╚Долгую стену╩, протянувшуюся от Силимврии на Мраморном море до Деркоса на Черном; все же области к северо-западу от нее остались открытыми для вражеских нападений [+10].

Гунны-болгары участвовали в восстании Виталиана в 514≈515 гг., составляя главную силу этого авантюриста, мечтавшего под предлогом защиты православия от монофизитской ереси захватить византийский {80} престол. Рассказывают, что во время решающей битвы около г. Акры, недалеко от Одисса (Варны), гуннские колдуны так же, как позже у Герата тюркютские шаманы [+11], вызвали заклинаниями темноту, чем и обеспечили полный разгром правительственной армии. Не видя ничего перед собой, солдаты падали в овраги и разбивались о камни. Современники считали, что ужасное по своей опустошительности нападение гуннов-савир в 515 г. на Армению и Малую Азию было вызвано происками Виталиаиа [+12]. Они, очевидно, не без основания полагали, что гуннские племена несмотря на свою раздробленность и разделявшее их большое расстояние, способны на согласованные действия и могут одновременно выступать и на дунайской и на кавказской границах империи.

В первой половине VI в. болгары неоднократно упоминаются в качестве опасных врагов империи. Так, в 530 г. болгары под предводительством двух ханов переправились через Дунай. Один из их отрядов, вторгшийся во Фракию, удалось разбить, зато другой наголову разгромил византийское войско. Магистр армии Иллирика, крещеный гунн Акум, попал при этом в плен и как изменник был уведен на родину. Вместе с ним был захвачен византийский полководец Константин, назначенный вместо павшего в бою с болгарами Юстина. Третий византийский военачальник Годила успел кинжалом перерезать аркан и убежать. Но в том же году гепид Мунд, перешедший на службу Византии и назначенный военачальником Иллирика, разбил болгар, появившихся в этой провинции. Захваченных им пленных болгар показывали в Константинополе на ипподроме, а затем отослали в византийское войско в Армению и Лазику [+13]. В 537 г. посланный в Мизию полководец Ситта разбил болгар на Ятре (Янтре) [+14]. В 537 г. Велизарий с федератами, состоявшими из гуннов (болгар), славян и антов, изгнал готов из Рима.

Большое нашествие гуннов было в 539≈540 гг. Не встречая сопротивления, они разлились от Адриатического моря до Константинополя, проникли в Грецию, а один отряд переправился даже в Малую Азию. Захватив и разрушив ряд крепостей и один город, варвары с огромным количеством пленных вернулись назад. Число захваченных ими пленников Прокопий определяет в 120 тысяч человек [+15].

Варваров, опустошивших западные провинции Византийской империи в 539≈540 гг., Прокопий называет гуннами, но он вовсе не знает болгар. Замечательно, что и византийский хронист VI в. Малала называет гуннами болгар [+16]

[+16] выступающих у Марцеллина комеса и Феофана в 530 г. С другой стороны, Феофан говорит, что войско Виталиана {81} состояло из множества гуннов и болгар [+17]. В данном случае гунны и болгары не только не отожествляются между собой, а, наоборот, выступают как разные народы. Византийские историки VI в. ≈ Прокоиий, Агафий и Менандр ≈ вовсе не упоминают болгар, во всех случаях покрывая их термином гунны. Из латинских авторов второй половины VI в. их знает только Павел Диакон, сообщающий, между прочим, что лангобардский король Альбоин в 569 г. привел с собой в Италию из Паннонии вместе с другими народами и болгар [+18]. В первой половине VII в. болгар опять называет византийский автор Феофилакт Симокатта, но уже в качестве подданных аварского кагана [+19].

Многие ученые полагают, что болгары, оказавшиеся беспокойными соседями Восточно-Римской империи на Дунае, представляют собой одно из подразделений гуннов, после распадения державы Лттилы поселившееся в Малой Скифии, т. с. в степи северно-западного Причерноморья, между Дунаем и Днестром, под начальством любимого сына Атиллы Ирника, который под именем Ирник в известном перечне болгарских ханов, так называемом ╚Именнике╩, поставлен вслед за открывающим его Авитохолом. отожествляемым с Аттилой [+20]. А. Бурмов считает, что болгары были особым племенем, отличавшимся как от гуннов, так и от других племен того же времени, известных в степях Причерноморья. Он обращает внимание на тот бесспорный факт, что гуннами византийские писатели называли народы различного происхождения, иногда не имевшие к ним никакого отношения. Для этих писателей достаточным основанием для причисления к гуннам служило то, что эти народы входили в состав гуннской державы или действовали вместе с гуннами, или даже просто оказывались на территории, ранее принадлежавшей гуннам. Последнее связывается с нередкой у византийских авторов склонностью к архаизации имен племен и народов, вновь появляющихся на исторической арене. Ввиду этого название ╚болгары╩ встречается преимущественно у западных писателей, тогда как византийские авторы именуют тех же врагов империи гуннами [+21].

По мнению А. П. Смирнова, основанному на анахронистических недостоверных сведениях армянских писателей, еще до появления основной массы гуннов в восточные районы предкавказских степей в первые века нашей эры проникла из Азии группа тюркоязычных племен, {82} именовавших себя болгарами. Оказавшись на большой дороге гуннского вторжения, часть их была уничтожена, другая подчинена гуннами и вовлечена в их движение на запад, третья отошла в горные районы и после разгрома гуннов вернулась на свою основную территорию [+22]. Венгерский ученый Симони считает, что болгары представляли собою особый народ, проникший в Европу только в 60-х г. V в. вместе с другими племенами того же происхождения ≈ савирами и оногурами. Последняя, по его счету, группа этих болгаро-угров достигла 2-й Паннонии, где и обосновалась по соседству с германскими племенами. Именно их имеют в виду Павел Диакон и другие авторы, когда говорят о выступлениях болгар в Среднем Подунавье [+23].

Такое решение вопроса о происхождении болгар так же, как и построение А. П. Смирнова, находится в противоречии с имеющимися данными. Поскольку локализация савир и оногур не вызывает сомнения, проникновение с ними или вслед за ними какого-то еще одного гунно-угорского племени на Дунай, вовсе не засвидетельствованное источниками, является совершенно невероятным. На пути этого племени за Доном плотной стеной стояли вытесненные из Паннонии гунныЛСкорее всего болгарами назывались угры, присоединившиеся к гуннам еще в Западной Сибири и Приуралье. Вместе с ними это наименование распространилось на всю территорию, занятую гуннскими племенами, в составе которых угры, по-видимому, преобладали, чем и объясняется, что в дальнейшем их собственное имя вытеснило наименование собственно гуннов, тем более, что с распадением державы Аттилы прекратилось и политическое преобладание последних. Только гуннские династии вождей у некоторых племен остались как память об организующем значении выходцев из Монголии да тюркский язык, мало-помалу распространившийся среди всех племен, входивших в гуннское объединение.

Действительно, болгары известны не только на западе Причерноморских степей, их называют также и в Предкавказье и в Поволжье. Не говоря уже о ставших известными позже волжских болгарах, болгары с VI в. указываются источниками в степях Северного Кавказа там, где в дальнейшем появляются кубанские или черные болгары. Болгары известны и в Северном Дагестане. В сирийской хронике Захария Ритора, составленной в середине VI в., болгары помещены за Каспийскими воротами рядом с аланами: ╚За воротами (живут) бургары (болгары) со (своим) языком, народ языческий и варварский, у них есть города, и аланы, у них пять городов╩ [+24]. В другом месте того же сочинения автор дает перечень 13 народов, ╚живущих в палатках и существующих мясом скота и рыб, дикими зверями и оружием╩, т. е. народов кочевых, которые ему были известны в ╚пределах гуннских╩. Это ≈ ╚аунгур, аугар, савир, бургар, куртагар, авар, хазар, дирмар, сиригур, баграсик, кулас, {83} абдел и эфталит╩ [+25]. Несмотря на искажения, в этом списке нетрудно узнать оногур, огор (угров), савир, болгар, кутригур, авар, хазар, сарагур и эфталитов. Остальные имена расшифровываются лишь предположительно и в данной связи не имеют для нас существенного значения. Зато важно подчеркнуть, что в сирийской хронике в сообщении, по всей видимости, относящемся к несколько более позднему времени, чем середина VI в., так как в нем значатся авары, явившиеся в 558 г., болгары указаны не только в ряду других ╚гуннских племен╩, но и локализованы в степях Северного Кавказа. Трудно допустить, что это те же болгары, которые в V и VI вв. выступают на дунайской границе Византийской империи. Но и те и другие могут быть частями одного и того же народа [+26].

К середине VI в. относится и другое сочинение, содержащее общий перечень степного населения Восточной Европы. Это ≈ труд готского историка Иордана. Вслед за акацирами, ╚по ту сторону от них, ≈ говорит он, ≈ выше Понта распространяются поселения булгар, ставших широко известными за грехи наши╩ [+27]. Судя по тому, что акациры помещены им западнее болгар, надо полагать, что нарисованная Иорданом картина отражает положение, существовавшее в Причерноморье не в VI в., а много раньше ≈ в середине V в., до того, как акациры были оттеснены к востоку от Дона вернувшимися из Паннонии гуннами. Для VI в. акациры в Причерноморье ≈ явный анахронизм. Продолжая описание, Иордан говорит, что гунны произвели два яростных народа: альт-цигир и савир, местожительство которых, однако, различно: ╚у альтци-гир ≈ возле Херсона, куда алчный купец ввозит блага Азии; летом они кочуют, широко раскидывая свои жилища там, где их привлекают пастбища для скота, а зимой удаляются в страны, лежащие над Понтийским морем╩ [+28]. Где жили савиры ≈ не говорится. Зато вдруг появляются гу-нугуры ≈ возможно оногуры, известные тем, что торговали горностаевыми шкурками: ╚Мы читаем, ≈ продолжает Иордан, имея в виду один из источников своего сочинения, ≈ что сначала их поселения были на скифской земле возле Меотийского болота, затем в Мизии, Фракии и Дакии, в третий раз поселились они опять в Скифии над Понтийским морем╩ [+29].

Исходя из этого, можно было бы думать, что поселившиеся ╚над Понтийским (Черным) морем╩ гунугуры тожественны с болгарами, которых Иордан указывает тоже ╚выше Понта╩. Вместе с тем ясно, что гунугуры Иордана не что иное, как гунны. Он рассказывает, что сначала они жили в болотах за Меотийским озером (Азовским морем), а затем, случайно обнаружив брод через это болото, перешли на скифскую его сторону и напали на готов. Второе место их поселения находилось {84} согласно Иордану, на Балканском полуострове, а третье над Понтий-ским морем [+30], там, где затем оказываются болгары. Таким образом, болгары Иордана это его же гунугуры или гунны, они же оногуры. От гуннов же Иордан производит альтцигир, названных у Агафия ультизу-рами [+31], незначительное племя, которое стало известным, по-видимому, только благодаря своей близости к Херсону в Крыму, и савир, о которых он ничего не знает, кроме имени.

Современник Иордана и один из наиболее авторитетных византийских историков Прокопий Кесарийский в географическом введении к IV (VIII) книге ╚Войны с готами╩ сообщает то же предание о случайном открытии перехода через Меотийское болото, о котором повествовал и Иордан, но в связи с совершенно другими племенными именами, вовсе не известными последнему. Выше готов-тетракситов, живших вдоль северо-западного побережья Черного моря, и по соседству с аланами,≈ говорит он, ≈ ╚осели многие племена гуннов╩ [+32]. Страна их простирается до Меотийского озера и Танаиса (Дона).

Она называется Евлисией и населена по берегам и внутри варварами, которые ╚в древности назывались киммерийцами, теперь же зовутся утигурами╩ [+33]. У одного из государей этих варваров ≈ гуннов ≈ было два сына, из коих один назывался Утигур, а другой Кутригур. После смерти своего отца сыновья разделили между собою власть и каждый назвал своих подданных своим именем. И в мое время, ≈ добавляет Прокопий, ≈ одни называются утигурами, а другие ≈ кутригу-рами [+34]. Все они жили вместе, имея одни и те же нравы и образ жизни. После того как несколько юношей в погоне за ланью открыли брод через ╚Болото╩, гунны, пользуясь им, напали на готов, живших к западу от Меотийского озера, одних перебили, а других изгнали и овладели их территорией. Кутригуры вызвали к себе жен и детей и обосновались на новом месте, где они жили еще и во время Прокопия. ╚И хотя они ежегодно получали от императора большие дары, но тем не менее,≈ говорит наш автор, ≈ переходя через реку Истр (Дунай), они вечно делали набеги на земли императора, являясь то союзниками, то врагами римлян╩ [+35]

[+35] {85}

Утигуры же решили вернуться домой. На обратном пути недалеко от Меотииского болота дорогу им преградили готы-тетракситы. Встреча произошла на перешейке (Перекопском?), где готы заняли очень крепкую позицию. Не желая биться, те и другие решили стать союзниками и поселиться вместе. Готы-тетракситы перешли с утигурами на восточный берег Меотиды и обосновались по Черноморскому побережью южнее Таманского полуострова [+36], а утигуры заняли всю страну, в которой они раньше жили вместе с кутригурами [+37]7. Таким образом, согласно легенде, произошло разделение утигур и кутригур, после чего границей между ними стали Азовское море и река Дон. Продолжая свой географический обзор, Прокопий говорит, что нужно перейти Меотиду и реку Танаис, чтобы вступить во владения гуннов ≈ кутригур. В другом месте он сообщает, что при нападении на кутригур утигуры прежде всего должны были переправиться через Танаис [+38].

В рассказе Прокопия заселение кутригурами области к западу от Азовского моря относится ко времени после удаления вандалов в Африку, а визиготов в Испанию [+39], т. е. к началу V в. (406 г.). У других писателей с аналогичной легендой о лани или корове, показавшей брод, связывается появление гуннов в IV в. Уже Созомен в первой половине V в. приводит эту легенду [+40] в форме, близко напоминающей позднейшие рассказы Прокопия и Иордана [+41]. Имеется она и у Агафия, писавшего, как и два последних автора, в VI в. [+42] Своим происхождением эта легенда восходит к греческому мифу об Ио, обращенной ревнивой Герой в корову [+43]. Соединяя сообщение о расселении утигур и кутригур с легендой о лани, которую другие писатели связывают с появлением гуннов в IV в., Прокопий или путает два различных события или же под утигурами и кутригурами подразумевает тех же гуннов, что и другие авторы, но ошибается в хронологии их нападения на готов. А. А. Васильев, пытаясь разобраться в этом вопросе, разлагал его рассказ на два хронологических слоя: относя движение гуннов на запад к IV в., он выделял возвращение утигур в Восточное Приазовье через Крымский полуостров после смерти Аттилы и распадения его державы (454 г.). Это второе или точнее обратное движение гуннов и послужило, по его мнению, основой для рассказа Прокопия, припутавшего сюда же {86} сведения, относящиеся к первому нападению гуннов на готов [+44]. Как бы то ни было, признавая достоверность сведений Прокопия о размещении утигур и кутригур в его время, т. е. в середине VI в., мы не можем с той же степенью доверия отнестись к его рассказу о времени и обстоятельствах появления этих племен на обозначенных им местах.

Вполне возможно, что при общем отходе гуннов на восток, часть их, получившая название утигуры, что значит ╚малые угры╩, не осталась вместе с другими в Северном Причерноморье, а, пройдя через Крым и захватив часть уцелевших здесь готов [+45], обосновалась в Восточном Приазовье, присоединившись к обитавшим там с 463 г. угорским племенам, среди которых, видимо, находились сарагуры и оногуры. Эта часть гуннов так же, как и оставшаяся в Причерноморье, могла иметь в своем составе болгар, имя которых временами покрывало, если не всех, то большую часть гуннских племен как Приазовья, так и Причерноморья.

Агафий вполне отчетливо представлял себе, что название гунны≈ собирательное обозначение многих племен, каждое из которых имеет свое собственное имя. ╚Народ гуннов, ≈ говорит он, ≈ некогда обитал вокруг той части Меотидского озера, которая обращена к востоку, и жил севернее реки Танаиса, как и другие варварские народы, которые обитали в Азии за Имейской горой. Все они назывались гуннами или скифами. По племенам же в отдельности одни из них назывались кутригурами, другие утигурами, некоторые ультизурами, прочие вуругундами. Спустя много столетий они перешли в Европу или действительно ведомые оленем, как передает басня, или же вследствие другой случайной причины, во всяком случае перешли каким-то образом Меотидское болото, которое раньше считалось непроходимым, и, распространившись на чужой территории, причинили ее обитателям величайшие бедствия своим неожиданным нападением╩ [+46]. Ни Прокопий, ни Агафий не знают болгар, но они не знают и никакого другого населения в степях Приазовья и Причерноморья кроме утигур и кутригур, которые, очевидно, представляли собой объединения нескольких племен, в другое время выступавших самостоятельно или же в других объединениях под другими именами ≈ вроде гуннов, болгар, оногур и т. д.

Кутригуры наряду и вместе с другими варварскими племенами, подобно своим предшественникам, известным под именем гуннов и болгар, частыми набегами опустошали Фракию. Для защиты от варваров при Юстиниане I (527≈565 гг.) был построен ряд укреплений на Дунае, принимались меры к тому, чтобы уничтожать шайки грабителей и отнимать у них захваченную добычу. Кроме того, византийская дипломатия, применяя подкуп и задаривание вождей, стремилась возбуждать вражду среди своих опасных соседей и натравливать одно племя на другое. {87}

Она небезуспешно пыталась обратить против гуннов-кутригур племя актов, особое же внимание было направлено на утигур, которые вследствие своей отдаленности от границ империи не представляли для нее непосредственной опасности, но зато находились в тылу кутригур и могли быть для них весьма серьезной угрозой.

В 20-х г. VI в., когда гунно-болгары досаждали Византии на Дунае, приазовские гунны также находились в неприязненных отношениях с империей. Об этом можно судить по тому, что посольство патрикия Прова, направленное к ним при императоре Юстине в 522 г. с целью набрать войско для войны с Ираном, окончилось неудачей [+47]. Причиною вражды, по-видимому, был город Боспор, незадолго до прибытия Прова, перешедший во власть Византии [+48].

В результате готского, а затем гуннского нашествия города Боспорского царства, обнимавшего обе стороны Керченского пролива, обезлюдели, а многие и вовсе запустели. Боспором теперь стала называться столица этого царства, ранее носившая имя Пантикапей и находившаяся на месте современного города Керчи. Но и этот город сильно сократился в своих размерах: древний акрополь (гора Митридата) запустел и был превращен в кладбище, заселенной оставалась только прибрежная полоса [+49]. Тем не менее, в нем, как и в других продолжавших существовать городах Боспорского царства, развивалась торговля и ремесла, рассчитанные прежде всего на удовлетворение потребностей соседних варваров. Здесь, в частности, вырабатывались украшения так называемого ╚полихромного стиля╩ с цветными вставками из камня и стекла, которые в позднеантичное и раннесредневековое время получили широкое распространение не только в самом Боспоре, но и по всему югу нашей страны [+50].

Хотя Боспор и находился под верховной властью сначала готов, а затем гуннов, он сохранял автономию и управлялся утвердившейся здесь еще при Римской империи местной династией Тибериев-Юлиев [+51]. В царствование императора Юстина (518≈527 гг.), пользуясь ослаблением гуннского могущества, Византия завладела Боспором, может быть, действительно по желанию и при содействии жителей этого города. Сюда были направлены византийские чиновники, которые представляли интересы империи, первое время при сохранении власти местного царя. Об этом свидетельствует обнаруженная в 1888 г. надпись с именем царя Диптуна ╚друга кесаря и друга римлян╩, а также с именами епарха Иегудия и комита Опадина ≈ византийских чиновников, из которых на {88} обязанности второго, судя по титулу, лежал сбор пошлин за ввозимые и вывозимые товары. Надпись эту Ю. Кулаковский относит к тому же 522 г., которым датируется прибытие Прова [+52].

Захват Боспора Византией не мог не вызвать недовольства гуннов╩ так как этот город играл важную роль в их торговле [+53]. Здесь они сбывали скот, кожи, сало, меха и другие продукты своего хозяйства в обмен на соль, вино, ткани и предметы роскоши. О политике Византии в Приазовье после присоединения Боспора можно судить по истории с гуннским князем Гродом (Гордом) [+54]. Этот князь в 528 г., т. е. примерно в то же время, когда правительница савир вдова князя Болаха, Боарикс вступила в союз с Византией и влияние Византии на Северном Кавказе значительно усилилось, прибыл в Константинополь и принял крещение, а вместе с ним и определенные обязательства по отношению к Византии. По словам Феофана новообращенный, восприемником которого был сам император, получив богатые подарки, вернулся в собственную страну с тем, чтобы охранять римские пределы и город Боспор. Вместе с ним император Юстиниан отправил в Боспор трибуна с отрядом испанцев не только для охраны города, но и для собирания с гуннов положенной дани в виде скота (быков).

Вскоре после этого на рынке Боспора появился новый вид товара ≈ перелитые в слитки изображения идолов. Грод уничтожил идолов, которых гунны делали из серебра. Дальше история развивается так же, как 1000 лет тому назад со скифским царем Скилом [+55]: гунны возмутились, убили Грода и поставили вождем его брата Муагерия (Мугеля, Муила) [+56].

О том, что причиной восстания гуннов против Грода была не только излишняя ревность неофита к новой религии, свидетельствуют последующие события. По словам Феофана, после убийства Грода гунны напали на Боспор, убили византийского трибуна Далматия и воинов его отряда и захватили город [+57]. Из сообщения Прокопия известно, что Боспор некоторое время находился в руках варваров и что тогда же ╚соседними варварами╩ были взяты и разрушены Кепы и Фанагория (Фа-нагурис) [+58], города, находившиеся на противоположной стороне Керченского пролива, на которые распространялась власть Боспора. Для возвращения боспорских городов Юстиниану пришлось снарядить большую военную экспедицию, во главе которой был поставлен комит Иоанн; византийская армия при этом была усилена значительным вспомогательным {89} войском из скифов (готов) с вождями Годилой из Одисса и Баду-рием, направленными из Западного Причерноморья [+59]. Боспор был возвращен и укреплен заново построенными стенами [+60]. Возвращены были и боспорские города на Таманском полуострове. Памятником византийского владычества на восточной стороне Керченского пролива является надпись, найденная в Тамани, свидетельствующая о сооружении здесь какого-то здания при участии имперского комита и трибуна [+61]. На Боспор была возложена обязанность поставлять империи суда, предметы оснастки и морского снаряжения, из чего можно заключить, что мореходство и судостроение оставались важнейшей отраслью промышленности этого города, в связи с чем еще готы в III в. пользовались им в качестве главной базы для своих морских походов.

В 540 г. послы отложившихся от Византии армян, убеждая иранского шаха Хосроя Ануширвана начать войну с Юстинианом, перечисляли факты захватнической политики Византии и между прочим говорили: ╚Не послал ли он к боспоритам, подвластным гуннам, своих военачальников и не покорил ли себе этот город без всякого на то права?╩ [+62]. В глазах современников Боспор был законным владением гуннов, которое отнято было у них посредством грубого насилия. Вместе с тем определяется и дата вторичного захвата Боспора Византией: между 530 и 540 гг., из коих post quern означает время нашествия болгар в Приду-найские области империи, в отражении которого участвовал Годила. Еще точнее эта дата определяется В. В. Латышевым в связи с вопросом о времени вышеупомянутой таманской строительной надписи Юстиниана≈ 533 г. [+63]. По данным псевдо-Иосифа Тельмахрского, это было в 534 г.

Во главе каких гуннов стоял Грод или, иначе, какое их племя владело Боспором и вело борьбу с Византией за этот город? ╚Если идти из города Боспора в город Херсон, который лежит в приморской {90} области и с давних пор тоже подчинен римлянам, то всю область между ними занимают варвары из племени гуннов╩, ≈ сообщает Прокопий [+64]. По данным Иордана, в крымской степи жили альтцигиры [+65]. Если учесть, что Прокопий, всегда называющий гуннов Восточного Приазовья утигу-рами, ни разу не упоминает их имени в связи с Боспором, то естественно предположить, что этот город принадлежал крымским гуннам и Грод был их вождем. Однако против этого имеются серьезные возражения. Выше уже отмечалось упоминание Прокопия о разрушении соседними варварами небольших городков Кепы и Фанагории, находившихся на Таманском полуострове. Это случилось, по словам Прокопия, недавно, т. е., по-видимому, в то же время, когда гунны захватили Боспор, которому эти города издавна принадлежали. Едва ли крымские гунны могли и стали бы нападать на городки, находящиеся на противоположной стороне пролива. Другое дело гунны восточноприазовские ≈ они не могли их миновать на пути к Боспору. Имеется и еще одно соображение в пользу предположения о восточноприазовских гуннах, как врагах Византии. Миссия патрикия Прова, явившегося в Боспор (вскоре после его первого присоединения к Византии) для того, чтобы за большие деньги склонить гуннов выступить против Ирана и идти на помощь иверам в Закавказье, окончилась неудачей. Гуннами, к которым обращался Пров со своим предложением, могли быть только восточноприазовские гунны, жившие поблизости от Кавказа и Боспора.

Восточноприазовскими гуннами, враждовавшими с Византией из-за Боспора, могли быть болгары, о которых сообщает сирийская хроника Захария Ритора, оногуры, известные здесь еще во второй половине V в. [+66] и утигуры, к середине VI в. занявшие в Восточном Приазовье господствующее положение, вследствие чего их имя стало общим названием для местных кочевников. Был ли Грод вождем болгар, оногур или ути-гур ≈ неизвестно. Если предположить, что утигуры выдвинулись на первое место потому, что возглавили борьбу гуннов с Византией за Боспор, то Грода, обещавшего империи не только добиваться возвращения этого города, но и охранять его от других варваров, следует считать вождем болгар или оногур, дискредитированных его изменою [+67].

Еще Д. Иловайский заметил, что крещение Грода означало не что иное, как превращение его в вассала Византийской империи [+68]. Христианизация варваров была одной из форм связи их с империей и являлась актом в большей мере политическим, чем религиозным. Подкупая вождей, наделяя их богатыми подарками и пышными титулами, рассылая епископов и священников, Византия расширяла сферу своего непосредственного влияния и власти. {91}

Обращение Грода не являлось чем-то исключительным и необъяснимым. Боспор издавна был христианским [+69]. Еще на Первом вселенском соборе в Константинополе в 325 г. присутствовал епископ Боспора Кадм. Епископы Боспора являлись на соборы в 448 г. в Ефесе и 449 г. в Константинополе. Царь Диптун, как показывает крест в начале надписи и сопровождающий его имя эпитет ╚благочестивый╩, был христианином. В боспорском некрополе известен ряд христианских погребений, из которых древнейшее с надгробием Евтропия датируется 304 г. [+70], в другом было найдено серебряное блюдо с изображением императора Констанция (353≈361 гг.)